Когда в семье появляется малыш, родители стараются окружить его заботой и вниманием. Но иногда забывают, что ребенок нуждается не только в уходе с точки зрения физиологии.
Развитие мелкой моторики у детей.
С первых дней жизни малыша начните заниматься улучшением мелкой моторики. Массаж ладошек и пальчиков активирует точки, которые связанные с корой мозга.
Развитая мелкая моторика у малыша позволяет ему удовлетворять собственные потребности и помогает познавать окружающий его мир.
- Развитие мелкой моторики. Как и чем …
- Игрушки для развития мелкой моторики …
- Игрушки для развития мелкой моторики …
- Игрушки для развития мелкой моторики …
- Мелкая моторика рук напрямую связано с развитие речи. Все потому, что ихцентры развития в головном мозге расположены по соседству.
- На физическом уровне кисти рук приобретают навык в разрешении обыденных задач: шнурки, пуговицы, письмо, рисунок. Движения рук детей постарше доведены до автоматизма и нуждаются в более сложных задачах.
- Упражнения и игры для развития моторики закладывают в ребенке основные черты характера: целеустремленность, силу воли, уверенность.
Идя в первый класс, ребенка проверяют на готовность мелкой моторики пальцев к обучению: воображение, письмо, память, внимание, концентрацию и речь.
Массаж рук для развития мелкой моторики
На ручках у малыша расположены рефлекторные точки. Они посылают импульсы нервной системе крохи. Поэтому тактильные упражнения (связанные с прикосновениями к ручкам ребенка), развивают мелкую моторику.
Детям старше года можно предложить самостоятельно помассировать ручки. Делая упражнения, ребенок может поработать кулачком, походить пальчиками по ножкам или столу, похлопать в ладошки, сложить руки в замок.
К массажу можно добавить ряд интересных и полезных упражнений, которые улучшат моторику и придутся по вкусу малышу. Лепка из глины, теста или пластилина помассирует нервные окончания на пальцах и ладонях малыша. Можно предложить ребенку собрать мозаику. Подойдут даже простые бусины на нити, которые кроха будет перебирать пальчиками.
Эффективнее делать массаж, сопровождая его веселыми детскими стихами, игровыми моментами. Это поможет не только улучшить процесс развития, но и поднимет крохе настроение, превратит ежедневную процедуру в увлекательную игру с мамой.
Например:
«Семейка».
(Берем ручку малыша и на каждую строчку, растираем и загибаем в кулачок каждый пальчик)
Первый пальчик-дедушка, Второй пальчик-бабушка, Третий пальчик-папочка, А четвертый-мамочка, Пятый пальчик-Я, Вместе мы семья.
(В конце стишка делаем из ручек «замок»)
«Сорока-Белобока»
(Мама проводит своим пальцем по детской ладошке, приговаривая стихи)
Сорока-Белобока каши наварила, Каши наварила, деток накормила.
(Далее, на каждую строку прижимаем пальчик к ладошке, первым мизинец)
Первому дала кашку, И второму ложку, Третьему немножко, Четвертому дала, А пятому не дала:
(Теперь по очереди обратно разгибаем каждый пальчик)
Ты нам дров не нарубил, И воды не наносил, Печку ты не затопил, Кашу нам не наварил, Не получишь ничего.
(На последней строчке можно хлопнуть ладошками и развести ручки в разные стороны)
«Кулачок»
Первый пальчик, как малыш, (Прижимаем к ладошке мизинец)
А второй —он слаб, как мышь, (Прижимаем безымянный)
Третий пальчик —очень длинный, (Прижимаем средний)
А четвертый —самый сильный, (Прижимаем пальчик указательный)
Пятый — словно толстячок, (Большой прижимаем к ладони)
Их всех вместе —в кулачок! (Ребенок сжимает кулачок)
«Замок»
На двери повесили замок, (пальчики сжимаются в замок)
И никто его открыть не смог! (Тянем ручки в стороны, но не расцепляем)
Потянули дружно мы его, (Тянуть в стороны)
Покрутили, повертели мы его, (Вращаем ручки)
И когда стучать устали (Стучим основанием ладошек)
Отворили мы его! (Ручки раскрываем)
Как выбрать
Для каждого возраста своя шнуровка. Для детей совсем маленьких, которым исполнился годик, неплохо будет использовать игру с довольно крупными отверстиями. Постарайтесь, чтобы доска, на которой будут сделаны дырочки, была яркой и привлекала внимание. Это должно быть любопытно и красочно для ребенка, иначе «Шнуровка» не вызовет у него интереса.
Для детей старшего возраста в игру можно добавлять полезные рисунки, цвета, цифры, буквы. С ее помощью вы проводите занятие усовершенствования мелкой моторики рук, а также разучиваете и даете необходимые знания.
- Игрушки для развития мелкой моторики …
- Лепка из пластилина для детей: полезные …
- Игрушки для развития мелкой моторики …
- Игрушки для развития мелкой моторики …
Ведь через игру познать и выучить для детей намного проще.
Шнуруем и нанизываем
У маленьких детей пальчики ещё совсем неумелые, поэтому им сложно выполнять точные движения. Игры-шнуровки очень удобны, и их легко смастерить собственноручно.
Если времени на подготовку совсем нет – даём ребёнку ленточку и предлагаем нанизывать нарезанные коктейльные палочки, макароны, пуговицы. Для шнуровки можно за несколько минут проделать дыроколом в картонной картинке или распечатанных заготовках отверстия, через которые кроха будет продевать ленточку, шнурок и проволоку.
Тематический материал:
- Мягкий кубик для детей своими руками
- Алфавит из фетра
Можно заранее сделать материал для игры. Катаем шарики из глины, протыкаем их зубочисткой и даём высохнуть. После этого нужно покрыть их клеем ПВА и покрасить гуашью и лаком. Бусины могут быть разной формы, цветов и размеров.
Для деток, ещё не умеющих нанизывать и шнуровать, готовим тактильные игрушки с ленточками.
Нам понадобятся: баночка с крышкой, в которой прорезаются отверстия, разнофактурные ленты или шнурки. На концах последних завязываем узелки и продеваем их через дырочки. Показываем ребёнку, как их нужно вытягивать, и наслаждаемся освободившимся временем!
Методики развития
Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.
Игры с мелкими предметами
Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:
- мозаика;
- пазлы;
- конструктор.
Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Ещё об играх и упражнениях можно прочесть здесь.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:
- цветные палочки;
- скороговорки;
- стихи;
- пальчиковый алфавит;
- пальчиковый театр.
В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.
- Игрушки для развития мелкой моторики …
- Игрушки для развития мелкой моторики …
- Игрушки для развития мелкой моторики …
- Лепка из пластилина для детей: полезные …
Массаж кистей и пальцев
Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:
- профессиональный массаж у специалиста;
- самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
- предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
- пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.
Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.
Лепка
Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.
Рисование
Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:
- рисование по трафаретам;
- штриховка;
- рисование по фигурным линейкам;
- работа с занимательными прописями специально для дошкольников.
Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.