"Домашка" в радость. Как заставить ребёнка учиться

Фактрум публикует её замечательную статью, отвечающую на многие острые вопросы, волнующие родителей.

Практичные советы психолога

Как помочь ребенку хорошо учиться — советы психолога

Итак, что же нужно делать, по совету психологов, дабы ребенку было легче учиться.

1) Во-первых, следует обратить внимание на то, сколько жидкости потребляет ребенок. Именно ее недостаток вызывает быструю утомляемость, снижение концентрации внимания. Насыщая кровяные клетки кислородом, вода помогает повысить работоспособность и эффективность процесса обучения. Поэтому следует проследить, чтобы ребенок пил как можно больше жидкости, особенно работая за компьютером.

2) Необходимо научить ребенка (например, в игровой форме) навыкам планирования. Для этого можно завести ежедневник или блокнот, отмечая в нет цели или задачи. Каким либо способом помечать те дела, которые уже выполнены. В нем может быть записано все, например, домашнее задание, поход в школу или спортивную секцию – вся эта процедура пожжет спланировать время;

3) Нужно организовать рабочее место для занятий. И для этого желательно, но не обязательно должна быть выделена комната или специальный стол. Это может быть обычный стол, но в пределах досягаемости должны быть учебники и другие необходимые книги, а также канцелярские инструменты, чтобы ребенок не вскакивал и не расхаживал по квартире за той или иной вещью. Место должно быть хорошо освещено лампой. Еще необходим подходящий стул со спинкой. Также рекомендуется создать спокойную, не отвлекающую от учебы обстановку, это поможет школьнику сделать работу качественнее и быстрее.

Практичные советы психолога

4) Должен быть обеспечен постоянный режим дня. Для каждого ребенка он индивидуален, поэтому четких временных рамок и правил нет. Следует подойти к данному вопросу основательно, и в соответствии с особенностями ребенка. Например, кто-то хорошо делает уроки сразу придя со школы домой, кому-то нужно отдохнуть. Особенно важен режим дня тем детям, которые посещают помимо школы дополнительные секции или другие занятия.

5) Еще одним немаловажным моментом являются перерывы в работе. Ведь долго делать уроки совсем не значит хорошо их сделать. Большинство детей не могут долго быть сосредоточенными на одном деле, им необходимы перерывы. Есть временные нормы времени, которое нужно затрачивать младшим школьникам на подготовку домашнего занятия:

— один час – 1 класс;

— час-полтора – 2 класс;

— полтора-два часа – 3 и 4 класс.

В перерывах можно перекусить, или сделать разминку для глаз, рук или спины. В школе у ребенка нет возможности пройтись во время урока и выпить воды, если он устал, поэтому дома ему обязательно нужно это обеспечить.

6) Обучение ребенка конспектированию также важный элемент хорошей успеваемости. Следует помочь детям освоить некоторые приемы:

— не записывать все подряд, а выделять основное. Это помогает сэкономить время и силы, а также понять или немного запомнить информацию, которая записывается;

— писать разборчиво, так как обратное, а также частые сокращения приведут к трате нервов и времени при попытке прочесть и понять написанное;

— повторное прочтение конспекта с выделением цветом основных мыслей увеличит процент усвояемости материала.

Практичные советы психолога

7) Можно комбинировать разные способы, помогающие запоминанию: конспектирование, карточки с основными моментами, проверка задания третьим лицом;

8) Одним из наиболее важных моментов является оказание помощи школьнику, без оказания ему «медвежьей услуги». Основная цель обучения – научится делать это самостоятельно, справляться с трудностями самому. Помогать нужно советом, или примером, но не делать вместо него.

Неблагоприятные моменты учения следует преодолевать улыбкой, трудом, терпением. Все должно быть непротиворечивым и постоянным. Не нужно сравнивать детей между собой, сравнивайте ребенка с ним вчерашним.

Учитывая все вышесказанное, ответ на вопрос как помочь ребенку хорошо учиться становится более ясным. Советы психолога говорят об одном – доброжелательность главный ключ. Поэтому возьмите терпение, позитивное настроение, желание помочь своему ребенку и приведенные здесь советы – это и является той самой правильной помощью ребенку.

Читайте также:  Лечение молочницы (кандидоза) при грудном вскармливании

Узнайте прямо сейчас о самом полезном препарате Плантекс для новорожденных (инструкция по применению). От колик, запоров, вздутия, срыгивания и для нормализации пищеварения.

Домашнее задание

Для подготовки ребенка к самостоятельному выполнению домашних заданий необходимо пройти несколько этапов. Помните, что у детей это происходит по-разному: кто-то может этому научиться за неделю, а кто-то — за несколько месяцев. Поэтому родителям необходимо набраться терпения и быть готовыми протянуть руку помощи. Во-первых, определите свое отношение к школьным отметкам: главное для Вас — десять баллов любой ценой либо интерес ребенка к познанию и уверенности в своих силах? Во-вторых, отучите себя от привычки исправлять каждую ошибку. Просто попросите остановиться и подумать, возможно, ребенок сам заметит и исправит свой недочет. Но и накапливать ошибки тоже не стоит, ведь это может снизить уверенность ребенка в себе.

Творческое мышление: умение мыслить нестандартно, вопреки шаблонам

Способность создавать нечто новое, нешаблонное — так определяет понятие «творческое мышление» классическая психология. Не стоит связывать его исключительно с искусством: неординарные решения приветствуются в любой сфере деятельности, будь то актёрское мастерство или разработка мобильных приложений.

В возрасте 5-7 лет мышление не сковано стереотипами и ребёнку проще научиться «креативить». Это поможет в будущем выходить из любых затруднительных ситуаций, просто подключая творческое мышление.

Как заинтересовать ребенка учебой?

В первую очередь нужно запастись терпением, ведь все происходящее в школе для ребенка в новинку. Многие родители стараются выбрать самую лучшую школу с углубленной программой, но иногда слишком высокие нагрузки отбивают у школьника желание учиться. Поначалу весь процесс учебы должен проходить в легкой игровой форме, так малышу будет легче привыкнуть.

Обязательно помогайте выполнять домашнее задание, но не старайтесь решить все сами. Ваша роль должна плавно сводиться лишь к проверке работы, иначе существует риск того, что чадо обленится и совсем перестанет делать уроки самостоятельно.

Как привить ребенку интерес к учебе

Чаще хвалите ребенка даже за маленькие достижения. Он должен понимать, что всего добился сам, а не благодаря случайности или чьей-то помощи.

Лучшая мотивация для школьника – это уверенность в собственных силах.

Дайте ему возможность принимать решения и нести за них ответственность. Не обойтись, конечно, и без «шишек». Несколько раз ребенок может получить плохую оценку за невыполненное домашнее задание, но такой опыт непременно сделает его более организованным.

Можно ли ругать ребёнка за плохие оценки?

Некоторые родители считают, что можно и нужно. Особенно этим увлекаются матери, которые считают, что их ребёнок самый лучший и должен быть во всём безупречен. Отцам такое поведение менее свойственно.

В действительности ругать и наказывать детей за ошибки и плохие оценки – грубейшая ошибка. Во-первых, это понижает их самооценку, и вместо «самого лучшего» ребёнка, уверенного в своих силах, мы получим отчаявшегося и упавшего духом, который считает, что ничего у него никогда не получится. Если у ребёнка что-то не получается, нужно ему помочь, а также убедить его, что ошибки – это нормально и без них понять предмет невозможно.

Вообще ребёнок нуждается во всесторонней поддержке родителей. Оставлять его одного ни в коем случае нельзя. Домашнюю работу родители должны внимательно проверять вместе с ним. За правильно сделанные задания и хорошие оценки его нужно хвалить и одобрять, но и за неудачи не следует ругать. Кстати, он может затягивать выполнение работы именно потому, что хочет попросить о помощи, но стесняется или боится сказать об этом. Необходимо присматривать за ним и наблюдать, не нужно ли ему ваше содействие.

Об отношении к оценкам – отдельное слово. Зацикливаться на них вообще не нужно, иначе ребёнок придёт к мысли, что учиться нужно ради цифр и хороших заметок от учителя. На самом деле учиться нужно только ради знаний. Плохая оценка вовсе не означает, что ребёнок не усвоил тему, что он глупый и неспособный. Снижение оценки может произойти по причинам, не связанным с получением знаний: плохой почерк, помарки, спешка и невнимательность в решении задачи при том, что в целом путь решения найден. Необходимо побеседовать с сыном/дочерью и вместе с ним разобраться, что привело к плохой оценке и как это можно исправить.

Читайте также:  До какого возраста можно принимать противозачаточные препараты

Как нужно планировать домашнюю работу

Нужно стремиться к тому, чтобы выполнять домашнее задание ребёнку нравилось. Он не должен воспринимать это как пытку или тяжёлую обязанность: ему нужно понять, что уроки он выполняет только для себя – полученные знания обязательно пригодятся ему в жизни. Не последнюю роль играет самочувствие ученика.

Чтобы выполнение уроков было быстрым и эффективным, необходимо разобраться, что именно задано на дом. Не стоит делать все предметы подряд. Их нужно рассортировать по нескольким разрядам:

  1. Простые и сложные.
  2. Письменные и устные.
  3. Любимые и нелюбимые.

Не нужно начинать со сложных и нелюбимых предметов. В первую очередь необходимо заняться самыми любимыми заданиями, к тому же достаточно простыми. В этом случае после первых предметов ребёнок не устанет, а наоборот – приободрится и «войдёт во вкус». Сложность должна нарастать постепенно.

Что касается устных и письменных заданий, то здесь выбор может быть сделан по-разному, в зависимости от предпочтений ученика. Однако некоторые психологи рекомендуют не начинать делать домашние задания с заучивания стихотворений – их лучше перенести в самый конец.

Поначалу такое планирование может занять несколько минут; к тому же не всегда с первого раза ученик может определить, что ему больше нравится, а что меньше. Но впоследствии «сортировка» уроков будет происходить моментально и автоматически.

Как устроено наше обучение

По большому счету у нас обыкновенное очное обучение, просто удаленное. Сейчас, после нескольких локдаунов, этим уже никого не удивить. У детей есть обычное расписание уроков на всю неделю. Поскольку мы живем в Калининграде, учеба у нас начинается в 09:00 по местному времени. Московским детям повезло больше — для них это 10:00, можно поспать чуть подольше.

Расписание стандартное, есть все основные предметы. Преподавателей дети выбирали сами по системе «нравится — не нравится».

Как легально не водить ребенка в школу

Как устроено наше обучение

Дети обычно не переносят уроки на другой день, стараются смотреть онлайн. Но бывает так, что кто-то проспал, не встал или тренировку в субботу перенесли на другое время и она пересекается с уроками. Тогда уже все смотрят в записи.

Вот так выглядело расписание детей в начале сентября. Задвоившиеся уроки — это потоки. Весь сентябрь можно было определяться, к какому преподавателю ты будешь ходить на уроки весь учебный год

Спокойствие в семье

Родителям не помешает устроить ревизию и себе. Вы-то сами были примерным учеником? Внимательным, целеустремлённым? Нет? А не думаете ли вы, что сын или дочка прекрасно знают об этом от членов вашей же семьи? Увы, что посеешь, то и пожнёшь, гены никто ещё не отменял.

Ну и наконец, какие отношения в вашей семье? Одна ли вы команда? Или каждый сам за себя? Думаете, это неважно и никак не отражается на успеваемости ваших детей? Ха-ха. Они, как губка, впитывают в себя все эмоции. И как бы ни было больно вам в этом признаться, но, если ребёнок чувствует холод и напряжение между самыми близкими ему людьми, он не может учиться хорошо. Его голова всё время занята тем, придёт ли в хорошем настроении сегодня мама, не накричит ли папа.

Обязанность родителя — прежде всего обеспечить ребёнка душевным комфортом. Ребёнок должен твёрдо знать, что семья — это бастион, в котором он всегда пребывает в любви и безопасности. Где члены семьи поддерживают друг друга, несмотря ни на что. И помогают расти нравственно, умственно и духовно.

Спокойствие в семье

АвторыПопова Евгения

Как делать уроки

Школьный тайм-менеджмент

Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время. Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся — канва дня, и выделенное время — делаем домашнее задание.

Читайте также:  Бывает ли кризис одного года?

Ребенку проще, когда все ритмично. Возникает динамический стереотип (по Павлову) — система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.

Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.

После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.

Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике, ежедневнике, и потом написать его расписание, объясняя, что такое у людей бывает, и это — атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, — все предпочтительно.

Одна из болезней современности — уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.

  1. Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6–7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.
  2. Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.

Норма делания уроков для первоклассника: 40 минут — 1 час; 2 класс — 1 час — 1,5 часа; 3–4 класс — 1,5 — 2 часа (не 5 часов); к 5–6 классу эта норма переходит к 2–3 часам.

но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.

Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он — хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.

Адекватный период делания уроков для первоклассника — 20–25 минут, для подготовишки еще меньше — минут 15, для детей истощаемых — может быть еще меньше.

Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время — и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.

Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку. Например, разного рода таймеры:

  • могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей — мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);
  • могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;
  • спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;
  • кухонные таймеры;
  • записанный на телефон звук школьного звонка.

При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается — перерыв.

Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, — переключился.

Но рабочее место ребенка — не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке. Хорошая экология учебного места — очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет.

Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, — все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.

Время делания уроков — предпочтительнее, пока не стемнело. После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.

Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно — можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни. Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня — занятия, а вторая — уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно.

Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом — свободное время, т. е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.