Курс молодого родителя: как воспитать счастливого ребенка

Материал подготовлен в коллаборации с IQ.HSE.RU.

Что такое возрастной кризис лет?

Ребенок развивается, впитывая в себя оценки близких и их поведение как образцовое. Но в определенный момент, достаточно освоив их, он их проверяет, сопротивляясь уже освоенному. В трехлетнем возрасте, например, ребенок активно отказывается от того, что так спокойно принимал ранее. Если раньше он принимал, что мама делает что-то, то теперь он хочет делать это сам. Он как бы проверяет диапазон допустимого, ориентируясь на реакции взрослых. Определив его, он вновь уже на уровне расширенных возможностей усваивает далее стереотипы мира взрослых.

Итогом продуктивного разрешения кризиса трёх лет является сильная воля. В это время ребёнок учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознаёт своё индивидуальное начало (автономную волю) и себя как активно действующего субъекта.

Главным стремлением для малыша становится борьба за автономию, за овладение своим существом в противовес сдерживающим силам (желаниям родителей, требованиям взрослых и т.д.).  На данной стадии ребёнок проходит путь от полной зависимости к относительной самостоятельности, и это даёт основание осознавать себя автономным существом, способным совершать определённые действия («Я сам!», «Я хочу!»). Разумеется, эта активность наталкивается на неодобрительное отношение взрослых, стремящихся её ограничить. Ребёнок же не знает запретов, пока их не нарушит.

 Это может порождать определённые семейные конфликты.

С одной стороны, если твёрдо и последовательно запрещать только то, что совершенно недопустимо («кирпичные стены» – нельзя брать спички, ножницы), конфликты своевременно разрешаются и ведут к развитию автономии. С другой стороны, если родительские запреты становятся всеобъемлющими или ими злоупотребляют, это приводит к появлению зависимости и неуверенности, излишней нерешительности. Эти качества снижают самооценку ребёнка. Если он подвергается чрезмерному давлению, у него появляется злость на собственную неумелость, он ощущает себя глупым, неспособным, беспомощным. В это время ребёнок нуждается в благожелательности и поддержке.

Фигура отца становится более заметной.

В задачи родителей входит: поощрять стремление к самостоятельности, не позволять возникнуть чувству стыда или неловкости от неудачных действий. Ребёнку следует дать возможность испытать радость автономии. Следует помнить, что доверие у ребёнка является, прежде всего, следствием уверенности матери, точно также автономия основывается на чувстве собственного достоинства родителей. Автономия, как и доверие, повышает самооценку ребёнка: он чувствует себя не только окружённым теплом и заботой, но и уверенным в своей компетентности. Как правило, чем больше автономия, тем сильнее ощущение собственной ценности.

К основным симптомам кризиса 3 лет относятся:

  • Негативизм – ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите.
  • Упрямство – малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал.
  • Строптивость – выражается в детском недовольстве, которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают  и что делают.
  • Своеволие – ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.
  • Протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.
  • Деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, – это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.
  • Обесценивание– ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).
Читайте также:  Как воспитывать двойняшек: мальчика и девочку

Таким образом, кризис 3 лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.

Нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3 летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

Важные условия психического развития ребенка в раннем возрасте

Основную роль в психическом развитии ребенка играет взрослый. Доказано, что соответствующее влияние родителей или других людей, которые ухаживают за ребенком, способно значительно ускорить формирование определенных психических реакций и процессов. Например, когда мама много разговаривает с новорожденным, проявляет ласку и заботу, улыбка у него появится раньше.

Маленькие дети очень легко попадают под влияние эмоционального состояния и настроения взрослого, поэтому важнейшим условием психического развития ребенка являются положительные эмоции: именно они способствуют правильному формированию и развитию психических процессов, соответствующих возрасту.

Взрослый должен не только обеспечить ребенку надлежащий уход, но и знакомить его с окружающим миром, а также направлять активность малыша. Доброжелательное и внимательное отношение является залогом его нормального психического развития: в ответ на это поведение у ребенка формируется потребность в общении и познании, а, следовательно, быстрее протекают психические процессы, необходимые для нормального формирования и развития речи, мышления, внимания и памяти.

Критерии развития ребёнка

Однако, как бы умён и сообразителен ни был семилетний ребёнок, интеллектуальное развитие не единственный критерий оценки его развития. В арсенале детских психологов есть ещё несколько.

Физическое развитие

В 6–7 лет дети интенсивно растут – «вытягиваются» на целых 10 см. При этом быстро растут кости скелета, а вот мышечная масса отстаёт и ещё недостаточно развита. Важные изменения происходят практически во всех системах организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной. Вот лишь один факт: к 7 годам вес головного мозга увеличивается почти в три раза! Именно поэтому так важно обеспечить младшим школьникам правильное питание и давать посильные физические нагрузки. Речь не только о физических упражнениях: спортивные игры и активный отдых на природе тоже принесут немалую пользу. Благодаря регулярным занятиям у ребёнка будут укрепляться мышцы, в том числе и дыхательные, усиливаться кровообращение, все органы и ткани будут насыщаться кислородом и получать достаточно питательных веществ. Будет активно развиваться опорно-двигательный аппарат – занятия любым спортом способствуют формированию правильной осанки.

Логическое развитие

Основное мышление семилетки – наглядно-образное, то есть для изучения окружающих предметов ребёнку не требуется активно с ними взаимодействовать (наглядно-действенное мышление). Перед поступлением в школу ребёнок уже может мыслить, оперируя системой образов, то есть картинок с изображением предмета в действии ему вполне достаточно, чтобы что-то о нём понять. Этот тип мышления ярко проявляется в способности ребёнка к рисованию: изображая какой-то предмет, например дом, ребёнок опирается на собственные о нём представления, на те его характерные черты (крыша, дверь, труба), которые запечатлелись в памяти. Полученное изображение – лишь образ, сложившийся у малыша на данный момент времени.

Примерно в возрасте 5–7 лет, и особенно активно с поступлением в школу, у ребёнка начинают формироваться два новых для него вида мышления: словесно-логическое и абстрактное. Во время разговоров с родителями и школьных занятий ребёнок учится не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу. Например, из суждения о том, что промокли ноги, он может сделать вывод, что есть вероятность заболеть.

Для успешного обучения в школе рекомендуется развивать у ребёнка разные формы мышления, прибегая к играм и увлекательным заданиям.

Психическое развитие

С утратой детской непосредственности, которая происходит в период с 6 до 8 лет, ребёнок впервые начинает рефлексировать мышление развивается настолько, что он наконец-то может увидеть себя со стороны. «В семь лет начинает формироваться собственное мировоззрение: ребёнок оценивает себя, сравнивает с окружающими, а главное очень внимательно относится к мнению значимых взрослых, – рассказывает детский психолог Александра Николаевна Растопчина. – Социальные отношения приобретают уже более стойкий характер, ребёнок не готов играть с любым: формируются предпочтения, дружба».

Как укрепить психическое здоровье малыша?

Самореализация

Успешная деятельность, а с ней и психическое здоровье, уверенность в своих силах, зависит от успешно налаженных социальных отношений. Вместе с этим приходит и успешная реализация потенциала развития в разных сферах деятельности. Помогите найти вашему ребенку именно то, что ему интересно. Не стоит всеми силами делать из него профессионального спортсмена, если ему нравится рисовать. Родители могут давать советы и подсказки – поверьте, когда ваш ребенок подрастет, он будет вам благодарен за то, что вы уважали его мнение еще в детстве и не навязывали свои «хотелки».

Читайте также:  До какого возраста можно принимать противозачаточные препараты

Самооценка и самоуважение

Преодолеть все препятствия можно лишь имея хорошую самооценку и самоуважение, ведь только тогда ребёнок решится спросить совета или помощи, не ущемляя своё самолюбие. Такой человек будет ценить окружающих и себя, сможет преодолевать временные невзгоды и всегда придёт на помощь сам. Часто родители страдают от заниженной самооценки, а потому изо всех сил стараются поднять её уровень у детей. Не стоит проецировать свои проблемы на ребёнка. Помните, что он — отдельная личность со своими особенными мыслями, целями и мечтами. Не сравнивайте его с другими детишками, особенно, если сравнение не в его пользу — так рождаются комплексы и неуверенность. Сформировать уверенность, хорошую самооценку и способность “держать удар” поможет:

  • Доверие;
  • Уважительное отношение к ребёнку;
  • Поддержка в случае неудачи, вселение уверенности, что в следующий раз точно всё получится;
  • Честность — дети чувствуют фальшь;
  • Искренняя похвала;
  • Помощь тогда, когда ребёнок сам этого захочет;
  • Поручение ребёнку дел, за которые отвечает только он (уроки, что-то по дому) — развитие чувства ответственности;

Ещё совет: попробуйте что-нибудь сделать, смастерить что-нибудь вместе. Труд сближает членов семьи, повышает самооценку и развивает самостоятельность.

Развитие оптимизма

Находите и демонстрируйте ребёнку источники положительных эмоций и успейте с ранних пор настроить его мировосприятие на позитивное. Развитый позитив поможет чаду самостоятельно справляться с сохранением собственного душевного равновесия. А вы, как ближайшее окружение, должны не забывать, что и сами играете большую роль в развитии и этого качества тоже. Ищите позитив во всем, что вас окружает, и тогда ваш ребенок будет чувствовать себя намного счастливее.

Интеллектуальное и психическое развитие

Данный возраст является одним из рубежных. Считается, что именно в этот период начинается интеллектуальное взросление ребенка. Однако, как и в случае с половым, оно может немного задержаться.

Довольно часто от девочки в 10 лет ожидают, что она будет читать более сложную литературу, выходящую за пределы школьной программы, а также иметь представление о будущей профессии. Но все эти требования не всегда здравы. Да, многие десятилетки и правда, кажется, начинают размышлять как взрослые. Обладатели незаурядных способностей в этом возрасте, они могут читать Ницше в оригинале и рассуждать о судьбах мира. Однако их знания не имеют под собой фактического жизненного опыта. Они не осмыслены и не прочувствованы. Так что на практике — это все равно, что выученный наизусть стих, не более того. Причем сами девочки могут даже не понимать, что не являются взрослыми, а попросту играют в них.

Задача родителей — проявить такт и твердость. В первом случае — не критиковать без нужды зазнавшихся дочерей, которые всерьез способны начать поучать жизни папу, маму и даже дедушку с бабушкой. Во втором — ставить на место девочку, если ее «игры» выходят за пределы разумного.

Читайте также:  Как лечить коклюш у детей в домашних условиях

Для этой категории ранних да умных самое главное — научить дочь здраво оценивать себя. Одним из самых простых способов являются тесты для девочек 10 лет. Они могут быть нацелены как на проверку интеллектуальных способностей или знаний в определенных областях (школьная программа, литература, музыка, естественные науки), так и на анализ характера, уровня сформированности социальных навыков (умение общаться со сверстниками и взрослыми).

Подобные тесты для девочек 10 лет можно найти в специализированной литературе или попросить у школьного психолога. Кстати, с ним неплохо бы обсудить и их результаты. Хотя на постсоветском пространстве традиция обращения к подобному специалисту еще только формируется, не стоит пренебрегать ею. Тем более что иногда он способен заметить и помочь исправить те огрехи в психологическом развитии ребенка, которые сами родители не видят.

Другой крайностью для девочек этого возраста является «запоздалое взросление», которое по ошибке принимают за отставание в развитии. Суть его в том, что ребенку комфортно оставаться в таком положении, как он есть. Не желая ничего менять и брать на себя дополнительную ответственность, девочка намеренно «саботирует» свое интеллектуальное развитие. Причем не всегда осознанно.

При кажущейся безобидности данная проблема может иметь серьезные последствия. Ведь, «отказавшись взрослеть», десятилетка позже оказывается неприспособленной к жизни и нагонять упущенное ей придется в ускоренном темпе, что может привести ко многим психическим расстройствам, а также депрессии.

Как правило, просто разговоры при подобном «саботаже» малоэффективны. Поэтому лучше всего потихоньку формировать у девочки практические навыки, характерные для ее возраста. Поначалу это может вызвать сопротивление. Его удастся преодолеть постепенно, увеличивая зону ее личной ответственности (круг обязанностей).

Как выбрать родительские курсы

  1. «Отфильтруйте» нормы, навязанные экспертами.
  2. Сформулируйте проблему, которую хотите решить.
  3. Подумайте о факторах, которые влияют на вашу самоэффективность.
  4. Выберите курс. Обратите внимание на практические занятия, форму получения и анализа нового опыта, обратной связи.

Что почитать о воспитании успешных детей в будущем

  • Как подросткам и родителям отвечать на вызовы современности
  • Почему программирование — новая грамотность и зачем учить этому детей
  • Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего
  • Людмила Петрановская — о том, как выжить в самоизоляции с детьми
  • Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
  • Какое будущее ждет школьное образование

Что умеет малыш в месяцев

Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник. Физическое развитие

  • Хорошо ползает;
  • Уверенно сидит с прямой спиной;
  • Подтягивается и пытается встать в кроватке;
  • При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками;
  • Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый;
  • Совершенствует мелкую моторику, любит пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Ладушки».

Психоэмоциональное развитие

  • На вопрос «Где?» находит взглядом предмет на привычном месте;
  • Подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па»;
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках;
  • Долго занимается с игрушками;
  • Тянется к своему отражению в зеркале.

В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.