Как приучить ребёнка к горшку

«Не хочу в детский са-а-а-д! Не пойду-у-у-у!». Эти душераздирающие вопли вы слышите теперь каждое утро. Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Не зацикливайтесь на возрасте

Однозначного ответа на вопрос, в каком возрасте ребёнок должен сам проситься на горшок, нет и быть не может. Каждый развивается по индивидуальному графику. Как правило, малыш психологически и физически созревает для знакомства с горшком в период The Role of the Parents in Toilet Training с полутора до трёх лет. Нет смысла отучать от памперса раньше: до года дети не в состоянии сами контролировать мочеиспускание и дефекацию.

Многие педиатры сходятся во мнении, что первые попытки стоит предпринять в два года. Ничего не получается? Не мучайте ни себя, ни дитя, а просто отложите этот вопрос на пару месяцев. В среднем стойкие туалетные рефлексы вырабатываются к трём годам. Хотя если это случится позже — ничего страшного.

Как приучить ребенка к горшку: когда и причины неудач

О приучении к горшку задумываются все родители. Однако у них возникает много вопросов. Если их не решить изначально, скорее всего, попытка будет провальной. Также стоит знать определенные нюансы развития ребенка. Поэтому, перед тем как приступить к обучению, внимательно изучите всю нужную информацию.

О том, как приучить ребенка к горшку, мама задумывается в районе первого годика жизни малыша. Иногда этот момент наступает немного позже. Бывают и ситуации, когда даже в три года ребенок не умеет справлять свои потребности в нужное место. В каком же возрасте оптимально приучение малыша к его детскому туалету?

Специалисты советуют не пытаться начать обучение, пока крохе не исполнился один год три месяца. Дело в том, что до этого возраста малыш совершенно не умеет контролировать свои потребности ни физически, ни морально. Бывают, конечно же, и исключения из правил. Однако, скорее всего, малыш ходит на горшок потому, что его вовремя подловили родители.

Во сколько приучать ребенка к горшку? Познакомить кроху с его персональным туалетом оптимально в возрасте полутора лет. Именно тогда малыш уже может понять, чего от него хотят родители, и контролировать физиологические процессы самостоятельно.

Следует напомнить, что все дети индивидуальны. Кому-то для освоения горшка требуется совсем мало времени, другие же учатся долго. Не волнуйтесь: еще никто не пошел в школу в памперсах. Чадо обязательно будет ходить в детский туалет, когда придет его время. Только не впадайте в крайности: слишком затягивать тоже не стоит. Если первая попытка в районе полутора лет провалилась, подождите месяц или два, а затем повторите опыт.

Когда приучать ребенка к горшку? Лучше, если это будет май–июль, теплое время года. Во-первых, не придется стирать много одежды. Во-вторых, ребенку проще снимать одни трусики, чем дополнительно колготки и штаны. В-третьих, лучше сохнет мебель и полы.

Уже пытались приучить малыша к горшку и потерпели поражение? Причин неудач может быть несколько. Среди них:

  • индивидуальные особенности развития и характер крохи;
  • различные заболевания;
  • слишком ранние попытки приучения к горшку;
  • нервное поведение мамы и папы;
  • наказание или крики за провальные попытки крохи;
  • горшок ассоциируется с плохими эмоциями (например, у малыша были трудности с дефекацией или цистит);
  • ребенок слишком увлекается игрой и не успевает добежать или забывает о горшке.

Как видите, приучение к горшку — это дело нелегкое. Однако вы, несомненно, с ним справитесь. Главное — знать несколько секретов.

Радость, доступная не каждому

По-настоящему счастливы те дети, которые провели всё дошкольное детство дома, посещая сад или школы раннего развития, время от времени, скорее для удовольствия, чем по необходимости. В нашем обществе такая «роскошь» доступна далеко не всем: работающие бабушки и дедушки не могут уделить время ребёнку, освободив его хотя бы на один день в неделю от детского сада. А ежедневная «неизбежность» похода в сад престаёт быть для ребёнка чем-то радостным. Мудрые родители, замечая у своего чада симптомы усталости от этой взрослой «обязаловки», стараются сделать общение с ребёнком насыщеннее, забирают его из учреждения пораньше, берут внеплановые выходные, стремятся подчеркнуть его значимость любыми способами. Такие моменты способны изменить многое, они становятся ярчайшими воспоминаниями детства.

Режим дня и график

Теперь — о нормированном режиме дня и дисциплине. Мир живёт по графику 5/2. Раннее пробуждение и поздний отход ко сну — неотъемлемые атрибуты жизни практически любого человека. Жизнь в таком ритме является стрессом даже для взрослых. Что говорить о дошкольниках?

Кроме того, постоянное общение со случайно подобранными детьми в группе детского сада могут выдержать только ярко выраженные экстраверты. А как же быть интровертам, энергия которых расходуется в процессе общения, и не восстанавливается, потому что побыть одному — значит стать изгоем?

«Даже самый хороший садик считаю необходимостью только в крайнем случае, если родители вынуждены работать и некому помочь с ребёнком. Потому что даже для самых коммуникабельных детей это как ходить на работу — большое моральное напряжение, ответственность, необходимость вставать по будильнику. Кроме того, практически все дети, которые ходят в садик, начинают много болеть и проводят 2 дня в саду и потом 2 недели дома с температурой. Также в раннем возрасте дети, как обезьянки, повторяют всё, что услышат и увидят. Очевидно, что не все начинают говорить одинаково хорошо. Поэтому такое окружение также может влиять на задержки в речи. Конечно, рано или поздно любой здоровый ребёнок начнёт говорить. Но обидно, когда кто-то в 1,5 года отчётливо произносит слова, а кто-то начинает разборчиво говорить лишь к 4-м годам», — считает музыкант и мама 4-летнего Ярослава Вероника Попова.

Читайте также:  Как научить ребенка держать ложку и кушать ложкой?

Возможные проблемы

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Закаливание, адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему тех или иных медикаментов, а также профилактические прививки, которые делаются вовремя и по графику, — лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольного учреждения.

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

Возможные проблемы

Плаксивость и истерики

Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

Но это ситуация — на самом деле редкость, а потому не стоит самостоятельно искать «успокоительное для нервного ребенка». Лучшая тактика родителей — благосклонность и доброжелательность. Давить на малыша, кричать и заставлять ни в коем случае нельзя. Это лишь затруднит процесс адаптации.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Частые болезни

Возможные проблемы

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой, хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

Его иммунитет должен «обучаться», «тренироваться», крепнуть, а для этого ему просто необходимо сталкиваться с возбудителями болезней.

Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Читайте также:  Колики у новорожденного. Как помочь малышу?

Возможные проблемы

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.

Выбираем горшок

Горшков сейчас существует великое множество. Часто родители спешат купить самый навороченный, самый красивый. Здесь не стоит увлекаться – удобство при использовании должно стоять на первом месте.

  1. Лучше взять простой горшок, сделанный в виде стульчика со съемным резервуаром и высокой спинкой.

    Лучше взять простой горшок, сделанный в виде стульчика со съемным резервуаром и высокой спинкой. На него удобнее всего сажать маленького человечка.

  2. Нежелательно, чтобы он имел вид игрушки. Ведь ребенок должен воспринимать его не как предмет, которым играют, а как место, куда он будет писать и какать.
  3. Устойчивость – одно из требований к этому предмету туалета. Иначе крошка может перевернуться на нем или, вставая, пролить содержимое на пол.
  4. Высота стульчика должна соответствовать росту ребенка, чтобы крохе было комфортно садиться и вставать с него.
  5. Края сосуда не должны быть жесткими.

Как ребенок выражает протест

Слезливое состояние

Если малыш плачет утром, отказывается идти в садик, но и истерика практически не проявляется, необходимо переговорить с воспитателем, с самим малышом.

Истеричное поведение

Истерика хорошо знакома родителям, поскольку имеет яркие проявления:

Как ребенок выражает протест
  1. Громкий крик о том, что нет желания посещать детсад, нет реакции на утешение, присутствие посторонних, не отвлекается ни на какие события вокруг.
  2. Раскидывает предметы, машет руками, топает ногами, иногда бьется головой об стены, пол, не испытывая особых болевых ощущений.
  3. Громкий, надрывистый плач, рыдания, непрекращающиеся слезы. Взгляд исподлобья, с обидой. При истеричном поведении родитель должен среагировать. Для начала – определить причину, из-за которой малыш в категоричной форме отказывается посещать садик. Второе, что требуется понять, что истерика – признак болезненного состояния, требующего лечения или терапии. Лучше обратиться к детскому психологу за консультацией.

Словами

Малыш прямо говорит, что не желает ходить в сад. Выражать он может в разных формах:

  • Каждый день эмоционально, прежде всего, утром, причем прибавок к словам добавятся крики, плач, истерика.
  • В спокойной форме перед тем, как идти из садика домой, либо вечером дома. Это возникает при единичном конфликте в группе с ним или кем-то еще. Такое состояние проходит быстрее.

Второй случай связан с временной обидой, тогда как первый гораздо серьезнее, требует иных мер.