Как отучить ребенка от рук: первые шаги к самостоятельности

Здравствуйте, дорогие читатели! Как вы считаете — когда нужно приучать ребенка к самостоятельности: в 2 года, 4 года или, может быть, в 10 лет? Что должен уметь ребенок в определенное время? Какие самые распространенные ошибки допускают родители? Сегодня мы поговорим с вами о том, как приучить ребенка к самостоятельности и какую линию поведения стоит выработать родителям.

Две главные ошибки в воспитании самостоятельной личности

Не всегда мы, родители, выбираем правильный метод воспитания наших детей. Очень часто нам мешают две крайности: гиперопека или принцип «сам научится со временем». Давайте подробней рассмотрим каждый из этих ошибочных методов воспитания и постараемся их не использовать в воспитании наших детей.

Гиперопека — такой стиль воспитания, при котором родители чрезмерно подавляют любое желание и попытку ребенка сделать что-нибудь самостоятельно. Как правило, все это объясняется обычным родительским страхом и инстинктом.

В этих случаях мы часто говорим своим детям: «Не нужно быстро бегать, а то упадешь», «Ты еще слишком мал», «Тебе будет тяжело», «Ты не справишься, дай, я все сделаю сама», «Не смей трогать — поранишься» и т. д.

Малыша ограждают от обычной жизни и все время оберегают от мнимых опасностей. В конце-концов у крохи входит в привычку даже не пытаться что-либо делать самостоятельно, ведь все всегда делают за него.

Подавление стремления к самостоятельности выливается в третирование родителей и требования все большего внимания. В итоге малыш не может нормально общаться с другими детьми и может превратиться в маленького невротика.

Такой неправильный метод воспитания ребенка может привести в будущем к развитию инфантилизма, проявляющемуся в демонстрации черт, свойственных ребенку, таких как капризность, замкнутость, излишняя обидчивость, невозможность принятия самостоятельных решений.

Другой ошибочный метод воспитания — это частичное, а порой даже и полное самоустранение взрослых от поддержки и одобрения всех самостоятельных действий ребенка. Девизом такого воспитательного метода является утверждение — «сам научится со временем».

Не поощряя и не замечая самостоятельных стремлений ребенка сделать что-то самому, родители порой очень сильно тормозят в нем процессы развития. У ребенка исчезает стимул приобретать новые знания и навыки. В таких случаях, ребенка необходимо почаще хвалить и ни в коем случае не ругать, если какая-нибудь самостоятельная попытка закончится не очень удачно.

Читайте также:  Как взять анализ мочи у грудничка девочки

Но кроме этих ошибок, есть и другие, о них вы сможете узнать в бесплатном курсе врача-гинеколога Ирины Жгаревой «Естественное родительство: мифы и рифы».

Как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность?

Итак, переходим к действиям. Как научить ребенка самостоятельности?

  • Следите за тем, чтобы ваш ребенок видел возможные последствия невыполнения своих обещаний, а именно, привычной лени. Хорошим примером могут стать обычные незакрытые фломастеры. Не спешите делать это вместо малыша или покупать новую упаковку после того, как кроха обнаружит засохшие цвета. В первую очередь поспешите объяснить, что это результат его поведения.
  • Объясняйте разумно. Не нужно ворчать, поправляя малыша. Он не может воспринять всерьез просьбу о том, что игрушки надо собрать с пола, чтобы бабушка не надрывала спину. Слово «надорвать» непонятно малышу, тем более, что бабуля уже неделю резво помогает в этом деле крохе. Лучше расскажите, что если вы убираете за него, то завтра у вас не будет сил испечь на завтрак блинчики, и семейству придется согласиться на обычную кашу.
  • Не забывайте конкретизировать задачи. Убираться до обеда, съесть кашу до прихода бабушки из ванной и так далее.
  • Не делайте за ребенка то, что он уже научился делать сам. Например, обуваться, собирать игрушки, одеваться на улицу. Не нужно торопить его, просто дайте ему спокойно сделать то, что он стремиться сделать лично. Пусть и в своем ритме, но он осуществит дело самостоятельно — а это важно для его эмоционального настроя. В следующий раз малыш будет делать все быстрее — как говорится, опыт и сноровка.
  • Если у крохи не сразу все получается, не торопитесь помогать ему. Возможно, в чем кроется причина неудачи,он догадается уже через минуту, а может и через 10 минут. Но если ребенок не просит о помощи, значит, ему интересно самому найти решение — а это большой шаг к самостоятельности.
  • Если малыш проявляет инициативу сделать что-то новое, не отказывайтесь. Услышав фразу «мама, я сам» — радуйтесь. Хочет помыть посуду, поставьте стульчик и дайте ему яркую губку. Не переживайте за пролившуюся воду, вы вытрите ее за 5 минут, а малыш станет более уверенным в себе.

Дорогие родители, помните, что гиперопека — главный враг самостоятельности. Не спешите ограждать ребенка от мелких неудач, и тогда он будет лучше оценивать свои поступки со стороны, а значит, активнее стремиться к успеху в том или ином маленьком деле. Для детей равноценно важны в первый раз завязанные шнурки и первая пятерка в школе. Главное, не забывайте о поощрении — каждый ребенок в душе будет рад похвале от мамы и папы, каким бы он самостоятельным не был.

Читайте также:  Как объяснить ребенку откуда берутся дети

Смотрите также: «Развитие творческих способностей у детей»

Каждому навыку свое время

Приобретая игрушки, учитывайте возраст своего чада.

Для младенцев от 2 до 6 месяцев первым подарком, конечно же, должна стать погремушка, которая может быть изготовлена как из безопасной пластмассы, так и из бересты или дерева. Погремушки могут быть яркими, цветными или прозрачными с перекатывающимися шариками.

Чуть позже, с 6 до 12 месяцев, малышу становится интересно хватать и бросать на пол предметы, трясти, ощупывать, вынимать детали. Поэтому стоит приобрести мячи, игрушки со звуковыми и световыми эффектами, пирамидки, кубики, юлу. Игрушки должны быть сделаны из разнообразных материалов, с гладкими или, наоборот, неровными поверхностями, шероховатостями, липучками – для развития тактильных ощущений.

С 1 года до 3 лет подойдут игрушки для тренировки координации движений и мелкой моторики (шнуровки, вкладыши, конструктор), а также механические игрушки, машинки, куклы, домики, мебель и оборудование, животные, различные предметы без фиксированного значения (шарики, колечки, брусочки разных цветов).

В период от 3 до 5 лет начинается этап сюжетно-ролевой игры, когда малышам становятся интересны кукольный театр, различные наборы для игр в профессии, в «дочки-матери», а также настольные игры, пазлы, музыкальные инструменты. Вместе с детьми можно придумывать жизненные случаи и проигрывать их, ведь игра – отражение жизни.

Здесь все «понарошку», но в условной обстановке, создаваемой воображением ребенка, действия и чувства искренни, переживания подлинны. Играя, малыш получает уникальную возможность «прожить» разнообразные ситуации, что поможет, столкнувшись с ними в реальности, принять верное решение.

В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте детей можно привлечь не только ролевыми играми, но и головоломками, сложными конструкторами, мозаиками, играми-драматизациями, шахматами, шашками, подвижными играми, словесными («продолжи рассказ», «города» и т. д.), театральными постановками.

Воспитание, как известно, начинается с колыбели. Такие важные и необходимые стороны характера, как независимость и самоорганизация – можно взращивать с младенческого возраста, приучая ребенка к самостоятельным занятиям и играм. Стремление к самостоятельности нужно поощрять, пестовать, оберегать. И тогда у вас вырастет уверенный, ответственный, инициативный человек, который даже в трудной ситуации не растеряется и найдет выход.

Читайте также:  Как наказать ребенка за плохое поведение в садике или в школе

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?
  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Нужно ли это делать

Как отучить ребенка от рук? В первую очередь следует разобраться в том, что дает малышу близость материнского тела. Первые три месяца жизни крохи специалисты называют «четвертым триместром». Такое сравнение вполне допустимо, так как ребенок в эмоциональном и физическом плане еще полностью зависит от мамы, пусть больше и не связан с ней пуповиной. Близость родного человека дает малышу ощущение надежности, защищенности. Благодаря объятиям у него формируется базовое доверие к окружающему миру, которое затем перерастает в стремление познавать пространство.

Ношение на руках благотворно сказывается на физическом развитии крохи.

  • Телесный контакт обеспечивает стимуляцию развития коры больших полушарий.
  • Прикосновения способствуют совершенствованию нервной и эндокринной систем, стимуляции кровообращения, укреплению иммунитета.
  • Ношение на руках создает условия для оптимального формирования тазобедренных суставов, позвоночного столба и опорно-двигательного аппарата. Это актуально, если малыша держат правильно.
  • Кроха, находясь на руках, активно участвует в деятельности взрослого человека. Ребенок отслеживает материнские манипуляции, получает большой объем информации. Это способствует его интеллектуальному развитию.