Как научить ребенка запоминать буквы: методика от А до Я

Если ребенок пойдет в первый класс, умея читать, учеба будет даваться ему легче. Чтобы развить этот полезный навык, не обязательно прибегать к помощи платных репетиторов. Если Вы готовы выделить время на ежедневные занятия с сыном или дочерью, то справитесь сами. Наша статья расскажет,  как в домашних условиях  быстро и легко научить ребенка правильно и хорошо читать по слогам и целыми словами за год.

Когда начинать заниматься с малышом?

Прежде чем закупать «инвентарь» для практических занятий, необходимо разобраться с тем, заинтересован ли ваш ребеночек в этом. Сегодня очень популярны разнообразные методики раннего развития, которые приспособлены для крошечек грудного возраста.

Суть этих обучающих программ в том, что чем раньше чадо начинает узнавать буковки, тем легче ему будет в дальнейшем. Но так ли это на самом деле? Специалисты до сих пор не подтвердили, что действительно раннее обучение способствует успехам в школе.

Результаты освоения букв по этим методикам впечатляющие. Уже к трем годам можно полностью выучить алфавит, но заниматься придется длительное время и регулярно. Есть лишь один нюанс — до 5-ти лет кроха вряд ли будет осознавать смысл букв и может не понимать, зачем они вообще нужны (хотя бывают и исключения).

Сенситивный (познавательный) период начинается примерно с 4,5−5 лет. Именно в этом возрасте малыш начинает понимать как буковки волшебным образом превращаются в слова, а слова в рассказы. Проще и быстрее всего начинать уроки именно в этом возрасте. Только они должны проходить в форме игр и длиться не более 15−30 минут.

Вывод: Если вы обладаете достаточным количеством времени, не работаете, а пользуетесь всеми радостями декретного отпуска, то попробуйте освоить алфавит с годика. Но будьте готовы, что на это уйдет не один месяц.

А если вы работающая занятая мамочка, то вполне можно подождать того времени, когда ребеночек сам заинтересуется и начнет спрашивать как звучит та или иная буква. Не переживайте даже если придя в школу вы не будете знать алфавит и буквы, в первом классе обязательно выучите.

Лично я не замечала у своего сына интереса к буквам до пяти лет. Мы учили до этого возраста цифры и цвета, а также геометрические фигуры и пытались развивать связную речь. Только сейчас Рома стал спрашивать, что написано на картинках и этикетках, пытается писать самостоятельно свое имя и фамилию.

Поэтому практических советов о методиках раннего развития я вам не смогу предложить в этой статье. Здесь мы рассмотрим обучение, начиная с 4−5 лет.

Перегружать ребенка опасно

Сейчас чтение, через полчаса — рисование, еще через час — английский, а потом письмо… В таком темпе деткам сложно запоминать новую информацию. Бесконечные уроки начиная с двух с половиной лет кажутся родителям правильным направлением в развитии крохи. Но в этом случае они упускают одну важную вещь — ребенок учится, играя. И значительно лучше усваивает знания, которые подаются ему в игровой форме. Кроме того, нельзя пытаться одновременно «нагрузить» малыша и русскими буквами, и английскими, и цифрами, и знаками препинания в придачу. Это не принесет ожидаемого родителями эффекта. Обучение должно быть размеренным, постепенным.

Кстати, именно поэтому изучение английского языка в школьной программе было перенесено на второй класс. Первоклассники должны освоить родной язык, который также начинается с азбуки. Букв в нем много, звуков — тоже. Одновременно они знакомятся с цифрами, математическими знаками. Добавьте к этому еще и иностранную азбуку, и получится «каша». Поэтому английский алфавит для детей второго класса стал способом облегчить задачу школьникам и их родителям. В первом классе школьник должен освоить родную азбуку, а во втором — иностранную. И только потом постепенно начинать читать простые слова и предложения.

Читайте также:  Кризис 5 лет у детей: советы психолога, как вести себя родителям

Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Преимущества метода:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

Недостатки метода:

  • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
  • Игры, головоломки отнимают много времени.
  • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

Это интересно! В Америке и Израиле игровой момент обязательно включается в каждый урок с детсадовцами и младшими школьниками. Педагоги даже сдают специальный экзамен на “умение” преподавать, играя.

Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в , поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

Важно! В 5-6 лет не требуйте от ребенка скорости чтения. Основная задача обучения в дошкольный период автоматизация навыка. Темп и техника придут самостоятельно или с помощью специальных уроков позже.

Как быстро научить ребенка читать и понимать прочитанное: правила и упражнения

  • Не принуждайте. У каждого малыша свой темп развития. Некоторые в три года бойко рассказывают стихи, а другие к этому времени только начинают внятно разговаривать. Интерес к чтению проснется раньше, если Вы будете заниматься с детьми с младенческого возраста, развивать речь, память, внимание.
  • Читайте постоянно. Знакомьте своих детей с миром литературы, начиная с первых дней их жизни. Переходите от незамысловатых книжек с яркими картинками к более серьезным произведениям. Читайте сказки на ночь и в дороге, заменяйте ими мультфильмы и компьютерные игры. Если сын или дочь уже взрослые, водите их по специализированным магазинам, покупайте новые тома вместе. Пусть ребенок видит, что мама и папа тоже читают – ничто так не способствует развитию интереса, как родительский пример.
  • Сначала изучайте звуки. Не объясняйте на начальном этапе, чем «р» отличается от «эр». Это сделает учительница. Лучше научите складывать слоги, читать несложные слова. Постепенно углубляйте знания, чтобы в голове ученика не было каши.
  • Читайте вслух. Засекайте минуту и считайте, сколько слов успел прочесть ребенок за этой время. Устройте соревнование, если у него есть братья или сестры. За каждое улучшение результата дарите маленький презент: новый набор фломастеров, раскраску, книжку или что-то вкусненькое. В качестве поощрениям может выступать увеличение «компьютерного» времени или освобождение от домашней работы (не гуляешь сегодня с собакой, не моешь посуду).
  • Повторяйте. Малыш забудет, что буква «ы» уже была, если Вы не будете периодически вспоминать о ней. Регулярно проводите небольшие проверочные работы в игровой форме. Перед началом занятий просите своего ученика рассказать, что было на прошлом уроке.
  • Учитесь везде. По дороге в садик читайте вывески, вспоминайте имена сказочных персонажей, название растений, еды или животных на ту букву, которую недавно выучили, чертите слоги палочкой на песке или земле.
  • Не забывайте о практической ценности. Докажите, что только грамотный человек может писать поздравительные открытки родственникам, составлять списки продуктов, читать инструкции. Составьте вместе фамильное дерево, узнайте инициалы каждого близкого родственника.

Если Вы не знаете ничего о своих корнях, обратитесь в Дом Родословия. Мы найдем информацию о Ваших предках и расскажем от кого ваша семья берет начало.  Наши клиенты гарантированно получат:

  1. Сертификат основоположника
  2. Бесплатную курьерскую доставку по Москве и Петербургу. 

Ребенок с удовольствием будет изучать буквы по красочно оформленной книге, где будет написано не только о далеких прабабушках и прадедушках, но и о нем самом, его маме и папе, братьях и сестрах.

  • Занимайтесь регулярно. Учитесь каждый день и получите результат. Определите точное время, когда ребенок будет работать, и соблюдайте график. Не забывайте включить в новый режим свободные дни, чтобы у малыша было время на отдых.
  • Используйте закладку. Если Вы закроете ею уже прочитанный фрагмент, детям будет легче сосредоточиться на следующем отрывке.

Закрепляем материал

Чтобы малыш лучше запомнил алфавит, чаще просите его назвать буквы, которые он видит в окружении. Например, на прогулке, при посещении поликлиники, в процессе игры. Просите кроху рисовать буквы на бумаге и раскрашивать их. Вместо привычной сказки перед сном рассказывайте ребенку истории о приключениях букв.

Не забывайте, что вы учите своего малыша алфавиту не для того, чтобы выделять его среди других детей и получать похвалу от мамочек на детской площадке. Раннее и правильное знакомство с азбукой способствует развитию детских способностей, подготавливает ребенка к чтению и служит полезной формой времяпрепровождения крохи с родителями.

Поделиться статьей с друзьями можно через соц. сети:Рекомендуем почитать: Как научить ребенка определять время по часам? Как научить ребенка правильно понимать время Как легко научить малыша ползать Как выбрать хорошую школу для ребенка Как приучить ребенка к бассейну?

Закрепляем материал

Важные моменты

  • Мало просто научить ребенка алфавиту — это будет просто зазубренная им последовательность. Читать от этого он не начнет. Поэтому алфавит стоит начать учить в 5-6 лет. А с малышами изучайте просто буквы, не учитывая их последовательность в азбуке.
  • При этом сначала необходимо выучить с ребенком 10 гласных букв, а затем уже согласные. Многие дети запинаются в чтении потому, что забывают, как произносятся гласные. Учите гласные по парам: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е.
  • Новый материал давайте малышу дважды в неделю, а в остальное время закрепляйте изученное.
  • Для детей 3-4 лет хватит 3-7 минут занятий в сутки.
  • Называйте звуки, а не то, как буква произносится в алфавите!

Методики изучения

Есть несколько методик овладения алфавитом. Приведём принципы некоторых из них. На чём остановиться каждые родители решают, исходя из собственных симпатий и восприятия ребёнка. Некоторые комбинируют или берут что-то за основу и добавляют собственные изобретения.

Азбука

К каждой букве прикреплён мнемонический рисунок: А – автобус, В – велосипед… Метод хорош для запоминания алфавита, но существует риск, что сформируются чёткие ассоциации букв с предметами, и ребёнку сложно будет впоследствии понять, каким образом из А-автобусов и М-медведей получается «мама».

Читайте также:  Гулять зимой с грудным ребенком при какой температуре

Букварь

Старый классический способ изучения звуков и складывания их в слова. Тут процессы освоения букв, сложения их в слоги различных сочетаний и в слова происходят параллельно. При этом ребёнок видит красноречивые иллюстрации того, что складывает.

Метод подходит детям после 5-6, когда побольше усидчивости. Буквари хороши для левополушарных малышей с преобладанием аналитического мышления.

Методика Монтессори

Основана на изучении алфавита в трёх сенсорных аспектах: тактильном, звуковом и визуальном. Т.е. ребёнок трогает буковку, слышит её звучание и видит изображение одновременно. Для занятий подготавливаются шершавые буквы и предметы, на них называющиеся. Сначала мама (или другой воспитатель) достаёт литеру, проводит по ней указательным и средним пальцами сверху вниз и называет её: «Вот буква [г-г-г]». Можно повторить действие несколько раз, а затем предложить так же сделать ребёнку. Когда малыш хорошо это усвоил, нужно вынуть предметы к буквам и показать малышу, объясняя, что, скажем, груша начинается на [г]. Так нужно заниматься с ребёнком ежедневно, изучая по 3 буквы и повторяя уже пройденные.

Для закрепления можно поиграть с малышом. Нужно заранее приготовить карточки с рисунками предметов, названия которых начинаются на определённые буквы («д» – дом, дерево, дверь…), подписать их и разложить в конверты. Для игры выбрать пройденную уже литеру и предлагать ребёнку доставать карточки из соответствующего пакета, называть предмет и звук, на который начинается его название, а также обводить букву. Если такая игра покажется сложной, попробуйте разложить изученные шершавые литеры на полу и попросить малыша дойди до той либо иной из них на цыпочках (допрыгать жабкой, доползти…).

Методика Зайцева

Нельзя не сказать о знаменитых кубиках Зайцева. Однако в чистом виде этой методики дети учат сразу склады, не изучая буквы в отдельности, т.е. сразу учатся читать. На кубиках подаются все возможные сочетания букв. Ребёнок сначала осваивает и запоминает их, а затем начинается складывание слогов в слова. В этом есть как плюсы, так и минусы. Впоследствии малышу бывает сложно разобраться в строении слова, да и просто ребёнок лишается возможности самостоятельно сложить две буквы. Логопеды отмечают также проглатывание окончаний.

Кубики Зайцева подходят правополушарным детям с развитым образным мышлением и «хромающим» аналитическим.

Методика Полякова

Относительно новая методика. Вначале изучаются гласные рифмованными парами «А-Я», «У-Ю» и т.д. путём многократного повторения и показывания букв на карточках, меняя порядок и состав пар. Для этого на карточках пишутся буквы (одна карточка – одна буква), и быстро показываются малышу с озвучиванием «А-Я», «О-Ё». При этом ребёнок должен видеть только ту литеру, о которой идёт речь. После нескольких повторений, можно попросить малыша назвать буквы. На первом уроке изучаются две пары гласных. На втором – эти четыре буквы повторяются, осваиваются не рифмованном виде (А, О, Я, Ё) и добавляется новая пара и т.д. Между уроками (проводятся 2 раза в неделю) по 5 раз в день нужно показывать буквы малышу для закрепления. Согласные изучаются с помощью 20-ти таблиц из 6-ти пар сочетаний. Одна согласная складывается с твёрдой и с мягкой рифмованными гласными, т.е.: Б-БЬ БА-БЯ БУ-БЮ и т.д.

Дальше нужно пропевать эти пары низким и высоким голосом. Сначала произносится и несколько раз повторяется чистый звук, затем склады. Таблицы пропеваются по несколько раз в день. На первом уроке ребёнок проходит 6 гласных и по мере освоения добавляются новые.

В результате дети изучают чистые звуки и их сочетания.