Как научить ребенка выговаривать букву р — эффективные методики

Четкая и понятная речь — один из показателей успешного развития ребенка. Дети, умеющие правильно говорить, всегда выделяются на фоне сверстников. Но дошкольникам не всегда удается верно выговаривать некоторые буквы. Особенно сложны в произнесении буквы Р, Л, Ж, Ш, С.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Почему дети не выговаривают звук «р»

Даже при обучении ребенка в домашних условиях необходима консультация логопеда, чтобы он определил причины нарушения речи, устранение которых необходимо для эффективности упражнений, и помог разработать схему индивидуальных занятий.

  • Педагогическая запущенность. Обычно малыши позже учатся говорить, а нарушения их речи ярко выражены, если они растут в неблагоприятной обстановке или получают мало родительского внимания.
  • Двуязычие. В ситуации, когда члены семьи разговаривают на нескольких языках — двух или более — обучение ребенка верному произношению звука «р» бывает затруднено, поскольку малышу тяжело разобраться в правильном произношении.
  • Дефекты речи близких. Детям свойственно повторять за взрослыми, в том числе и в манере говорить, поэтому велика вероятность того, что, если в семье кто-то имеет речевые дефекты, у ребенка будет присутствовать та же проблема.
  • Сюсюканье. Распространено ошибочное мнение среди неопытных родителей, что если намеренно коверкать слова, утрируя манеру общения ребенка, то чадо лучше поймет смысл сказанного. Однако подобное приводит к тому, что речь ребенка замедляется в развитии и возникают ее дефекты.
  • Строение органов артикуляционного аппарата. Сюда относятся: укороченная уздечка, неровный прикус, крупный язык или губы, челюсть выдается вперед или уходит назад, расщепление неба.
  • Малоподвижность органов речевого аппарата. Может развиться вследствие перенесенных заболеваний.
  • Нарушения восприятия звуков речи. Неправильное произношение развивается за счет того, что ребенком звуки воспринимаются неверно.
  • Слабость слуха.
  • Заболевания дыхательной системы. Нетипичное прохождение воздуха по дыхательным путям может влиять на произношение некоторых звуков.

Если к 6 годам малыш так и не научился правильно произносить сложный звук, то без помощи специалиста не обойтись. Однако не стоит перекладывать всю ответственность на специалиста, а продолжать заниматься дома, чтобы быстрее достигнуть результата.

Неправильное произношение:

  • звук «р» в речи не присутствует вообще (корова — коова);
  • звук «р» заменяется другим, более удобным для произношения (корова – колова, койова, ковова, когова);
  • звук «р» заменяется мягким «рь», что можно считать вариантом нормы;
  • звук «р» произносится на иноязычный манер, что свойственно детям, растущим в двуязычных семьях.

Способы обучения детей произношению буквы Р

Проблема с четким произношением буквы «Р» часто возникает у дошколят. Она появляется у родителей, которые заблаговременно готовят ребенка к школе, одновременно обучая его письму и математическим наукам.

По общепринятым нормам, считается, что ребенок должен овладеть этим звуком к 5-летнему возрасту.

Причины картавости

Буква «Р» считается одной из самых сложных для детского восприятия. Для ее произношения необходимо «натренировать» язык простыми упражнениями.

Но перед тем, как приступать к «речевой физкультуре», важно понять причины не правильного произношения.

Причинами проблем со звуком «Р» могут стать:

  • анатомические особенности языка;
  • плохая подвижность языка;
  • затрудненное дыхание;
  • сложности со слуховым восприятием звуков.

Перед тем, как приступить к самостоятельным занятиям, лучше обратиться к специалисту.

Правила домашних логопедических занятий

При занятиях с ребенком, всегда важно проявлять мягкую настойчивость и терпение.

Необходимо придерживаться определенного алгоритма действий:

  • начинают с легких разминочных упражнений для дыхания и языка;
  • затем, можно приступать к проговариванию слогов со звуком «Р» вслух и про себя;
  • далее, следует изучить различные скороговорки, акцент в которых делается на соответствующем звуке.

Кроме правильно построенной системы занятий, не последнюю роль в эффективном обучении будет играть и грамотный подход родителей к проблеме.

Чтобы обучение было успешным, важно:

  1. Учитывать настроение ребенка и свою внутреннюю готовность к проведению занятий.
  2. Обеспечить их регулярность и обязательное повторение пройденного накануне материала.
  3. Следить, чтобы ребенок произносил звук правильно.
  4. Занятия лучше проводить в форме игры, так ребенок лучше запомнит материал и меньше устанет.
  5. Поощрять малыша за усердие и не ругать за неудачи.

Помните, что одно занятие не должно превышать 20 минут.

Показатели неправильной «Р»

Как же понять, что с этой трудной буквой не все в порядке и когда пора бить тревогу? Не стоит пугаться, если малышу меньше 5 лет, однако, если ситуация не меняется с возрастом, стоит насторожиться.

«Р» может коверкаться малышами самыми разными способами:

  • буква в принципе не произносится (например, «дыа», вместо «дыра»)
  • буква заменяется (допустим, «лыба», за место «рыба);
  • звук произносится немного картаво (как бы с французским акцентом)

Для проверки качества произношения попросите ребенка немного порычать, если не получается, старайтесь научить его отдельному звуку. А вот если «Р» коверкается только в речи, то стоит тренировать слоги.

Упражнения для улучшения произношения буквы «Р»

Начинать нужно с разминочных дыхательных упражнений, затем, приступать к тренировке языка. Некоторые из них будут описаны ниже.

Читайте также:  6 видов фитнеса и 3 готовые программы для детей всех возрастов

Дыхательная гимнастика для улучшения речи:

  1. «Снежинка» – для этого упражнения маме понадобится маленький кусочек ваты. Его кладут на стол и дуют, свернув губы трубочкой. Через некоторое время малыш начнет повторять это действие. Вату можно заменить на маленький теннисный шарик.
  2. «Ветерок» – нарезаем бумагу так, чтобы получились тоненькие полосочки. Смысл упражнения в том, чтобы сильно дуть на бумагу, представляя, как ветер сдувает листья.
  3. «Именинный торт» – в этом упражнении, ребенку нужно предложить задуть свечи на торте, как в день рождения. Суть заключается в том, чтобы первоначально дуть не прерываясь, а затем, с небольшими интервалами.
  4. Максимально надуваем щеки и медленно выпускаем воздух, округлив губы трубочкой.

Теперь, можно приступать к разминке языка.

Для этого, выполняется такая гимнастика:

  1. Язык нужно высунуть и быстро-быстро «раскачивать» его вверх и вниз. Повторяем 10 раз.
  2. Открыв рот, проводим языком по зубам, внутренней стороне щек и губ.
  3. Полезно щелкать язычком, как лошадка.
  4. Расчесываем язычок. Для этого, проводим язык между зубами наружу и вовнутрь по 5 раз.
  5. Быстро перемещаем язык от одного уголка рта к другому, так, чтобы он напоминал маятник. Выполняем упражнение около 10 раз.
  6. Ребенок растягивает губы, широко улыбаясь и открывая рот. Затем, требуется, чтобы он прижал кончик языка к верхнему нёбу, как будто, хочет произнести звук «нь». С этим положением языка, он должен открывать и закрывать рот 10 -15 раз.

Старайтесь делать маленькие паузы между упражнениями.

Проблемы с произношением различных звуков знакомы многим родителям. Важно выявить и решить их своевременно, чтобы они не доставляли неудобств в будущем.  Для этого необходимо регулярно заниматься с ребенком специальными упражнениями, не слишком его нагружая.

Постановка красивой речи – это трудоемкая задача и для ее выполнения, каждый родитель должен проявлять к ребенку максимум терпения и любви.

Почему ребенок не выговаривает букву «к»?

Частой причиной того, что малыш не говорит букву «к», становится то, что родители и другие близкие родственники сюсюкают с ним, то есть подражают его несформировавшимся речевым навыкам. Речь взрослого опускается до уровня детской речи. Ребенок, не слыша вокруг себя нормально проговариваемых звуков и букв, не может узнать, как их правильно произносить. Чтобы малыш учился говорить правильно, речь родителей должна быть четкой и понятной.

Другие причины, мешающие ребенку правильно выговаривать тот или иной звук, в частности «к», заключаются в следующем:

  1. Патологии со стороны слухового аппарата или органов зрения.
  2. Слишком большой или маленький язык.
  3. Короткая связка, располагающаяся под языком.
  4. Парез корня языка.
  5. Тонкие или толстые губы, которые мешают нормальной артикуляции.
  6. Неправильное строение зубов или челюсти.
  7. Гипотонус корня языка.
  8. Ринолалия (расщепление твердого и мягкого неба).
  9. Готическое, щелеобразное или узкое строение неба.

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа
Читайте также:  Важный метод диагностики – УЗИ сердца новорожденному

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть . Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

  • Как котенок
Упражнения для растяжения уздечки языка

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка . Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки . Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

  • Как котенок
Упражнения для растяжения уздечки языка

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Неразговорчивые дети: когда обращаться к специалисту

Задержка развития речи у ребёнка проявляется в отставании от определённых норм речевого развития, возрастная граница которых установлена на отметке 4 года. Такие дети впоследствии тоже начинают говорить правильно, только процесс этот оказывается сильно растянутым по времени.

Проблемы в развитии речи ребёнка могут быть обусловлены следующими факторами:

  • отсутствие необходимого минимума общения. Это возможно если не разговаривать с малышом, либо предугадывать все его потребности и желания, выполнять их, не предоставляя ему возможности формулировать их при помощи слов.
  • медленный рост клеток головного мозга, несущих ответственность за речевую функцию. Причины подобного явления носят генетический характер.
  • болезни головного мозга и его травматические повреждения. Инфекционные заболевания, перенесённые в утробе матери, либо в первый год жизни.
  • проблемы со слухом. Поскольку речь напрямую связана с тем, что слышит человек, повреждения слуха вызывают проблемы с воспроизведением услышанного.