Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное

Ваш ребенок медленно читает и плохо усваивает материал? На него постоянно жалуются учителя? Помогут исправить ситуацию и повысить скорочтение упражнения для детей, которые можно разработать самостоятельно либо воспользоваться уже готовыми примерами.

Для чего ребенку скорочтение?

Скорочтение – это важный навык, который повышает успеваемость в учебе. Обучать ему можно примерно с семи лет, с возраста, когда ребенок может читать со скоростью не менее 30 слов в минуту.

Начиная с 5-го класса ученику приходиться обрабатывать огромные объемы информации. Такие предметы, как история, литература, природоведение и другие подобные требуют быстрого чтения, запоминания и пересказывания полученной информации. Поэтому навык скорочтения необходим каждому школьнику.

Причины медленного чтения

Чтобы понять, как научить детей читать быстро, нужно разобраться в причинах медленного чтения.

Перечислю некоторые из них:

Причины медленного чтения
  1. Малыш плохо запоминает материал, часто отвлекается, не сосредотачивается на самом процессе прочтения, а если и читает, то не вдумывается в смысл. Следовательно, даже при нормальной скорости текст не будет полностью освоен. Такое чтение не является результативным, поскольку проверка скорости всегда включает в себя проверку понимания содержания.
  2. Ребенок способен охватить зрением только несколько букв, а не все слово. Для того чтобы понять смысл слова, таким детям необходимо сначала соединить слоги в слова, что забирает много времени.
  3. Словарный запас крохи достаточно мал, малыш долго думает над значениями слов, прежде чем перейти к следующим.
  4. Слово перечитывается несколько раз для гарантии, что оно озвучено верно. Такой процесс называется регрессия.
  5. Нечеткая дикция, артикуляционный аппарат не развит. Кроха мямлит, глотает слова или окончания.
  6. Текст, подобранный для чтения, не соответствует возрасту малыша, труден для понимания.

Здесь я назвала те причины, с которыми сталкиваются большинство родителей, занимаясь с детьми, о которых я прочитала в специализированной литературе. Возможно, существует еще множество. Однако эти наиболее популярные.

Польза и плюсы скорочтения

Быстрое чтение — это полезный навык для всех, кто развиваться как личность. Подумайте о книге, которая оказала наибольшее влияние на вас. Теперь представьте, как изменилась бы ваша жизнь, если бы вы ее не читали…

Способы быстрее читать и больше запоминать

«Но самое главное, что я хочу сказать, – у вас всегда должна быть конструктивная цель чтения, которая помогает понять, зачем читать и как применять полученную информацию».

Павел Палагин

Если требуется всего одна книга, чтобы изменить жизнь, то что могут сделать тридцать книг?

Когда вы научитесь быстро читать, вы увеличите вероятность вашей встречи с какой-нибудь замечательной книгой, которая может все изменить. Представьте себе возможность читать десять, двадцать или тридцать книг в год без необходимости тратить уйму времени на чтение!

Этапы обучения чтению

Дети учатся читать поэтапно. Нельзя перейти на следующую ступень, минуя предыдущую.

Добуквенный период обучения

Малыш плохо разговаривает, но учится звукоподражанию благодаря родителям. Важно показать разницу произношения, подчеркнуть, как действует артикуляционный аппарат (губы, зубы, язык).

Читая вслух стихотворения и сказки, напевая песенки, надо выделять отдельные яркие звуки. Нужно обращать внимание ребенка на звуки, которые издают животные, насекомые: «Как жужжит пчела? А как воет волк?»

Учим звуки и буквы

Для начала предстоит усвоить, что звуки и буквы — не одно и то же; звуков больше, чем букв, и они могут быть ударными, безударными, мягкими, твердыми и т. д. Конечно, не стоит о объяснять 4-летнему малышу лингвистические нюансы, но основные положения он должен знать с детства.

Начиная знакомить ребенка с алфавитом, избегайте правильных наименований букв, которые обозначают согласные звуки («ха» вместо «х», «эс» вместо «с»). Малыш начнет произносить полное название буквы при чтении. Теорию ему объяснят более подробно в школе, когда абстрактное мышление будет достаточно развито.

Этапы обучения чтению

Буквы не обязательно учить в алфавитном порядке. Начинайте с букв, связанных с гласными, которые встречаются чаще всего (а, о), затем переходите к согласным.

Читайте также:  Лечение и профилактика обструктивного бронхита у детей

Повесьте на стену плакат с буквами, выделенными разными цветами: красный цвет — буквы, обозначающие гласные звуки, синий — согласные. Можно распределить их по парам для легкости запоминания. Ежедневно проговаривайте вместе с ребенком сочетания букв.

Показывайте ребенку изображения предметов, начинающихся на один и тот же звук (арбуз, автобус, апельсин). Попросите малыша назвать, что он видит на картинке, а затем спросите, что общего у этих вещей. Когда ученик догадается, напишите рядом букву А.

Читаем буквы слитно

Ребенку необходимо понять, что звуки сочетаются определенным образом для образования слов, которые он слышит каждый день. Обращайте внимание детей на звуки: «Какие звуки ты слышишь в слове «папа»? Какие из них мы учили вчера?»

Лепите буквы из пластилина, вырезайте из бумаги, составляйте короткие слова из нескольких букв (нос, сон).

Пропевайте, очень медленно проговаривайте простейшие слоги, чтобы ребенок успел понять, из каких звуков они состоят.

Складываем слоги

Когда дети начинают без запинки называть буквы по отдельности, пора усложнять задачу, сочетая согласные звуки с гласными для образования слога. Важно делать это максимально наглядно, используя игрушки в виде букв, кубики, карточки.

Методика изучения слогов должна быть следующей: соберите слог из предложенных букв, попросите ребенка прочитать каждый звук по отдельности. Произнесите слитно — четко, с идеальной дикцией. Ребенок будет следить за вами, пытаясь повторить.

Игра «Солнце». Нарисуйте желтое солнце. В центре круга расположите букву, с которой начинается слог. У каждого лучика нарисуйте по одной букве, продолжающей слог. Задание: прочитать вслух все слоги, переходя от центра солнца к лучу.

Работа с таблицей. Составьте набор слогов. Называйте их в свободном порядке. Задача ученика — найти то, что требуется.

Составляем слова и читаем их по слогам

Учите детей без принуждения, занятия должны проходить в игровой форме. Не лишним будет показать пользу чтения. Например, во время прогулки спросите у ребенка, что написано на вывеске или включите мультфильмы с субтитрами. Также интерес могут вызвать комиксы.

Этапы обучения чтению

Нарисуйте или распечатайте картинку, положите рядом набор букв. Подпишите внизу, что на ней изображено. Ребенок называет все звуки по порядку, а потом собирает слово из кубиков или карточек.

Напишите несколько слов на бумаге, разрежьте по слогам, перемешайте. Малышу будет предложено задание: соединить начальный слог с последующими, чтобы получилось слово (ма-ма, ма-ши-на). Понемногу увеличивайте количество слогов, когда поймете, что ребенок быстро выполняет упражнение.

Читаем целые предложения

Когда дети начнут читать слова по слогам, пробуйте складывать их в предложение. Здесь помогут фантазия, изобретательность и капелька терпения.

Пусть ребенок устно придумает короткое предложение («Я ем кашу»), возьмет кубики и попробует его воспроизвести без посторонней помощи. Поначалу игра будет даваться непросто, но вскоре малыш научится составлять небольшие тексты.

Купите адаптированные книжки для чтения с детьми, где слова разбиты на слоги (или расчертите слова в обычном издании с крупным шрифтом). Сказки, стихотворения, пьесы для чтения по ролям. Читайте с ребенком вслух, эмоционально и артистично. Интригуйте его вопросами: «Интересно, а что было дальше? Прочитай следующее предложение вместо меня».

Как научить ребенка читать быстро

  1. С самого раннего периода начинайте читать с ребенком. Читая ему сказку, сошлитесь на усталость, и попросите продолжить. Затем сделайте вид, будто не поняли всего прочитанного, и попросите пересказать ту часть, которую только что озвучил ребенок. Объясняйте малышу незнакомые слова из текста, обсудите прочитанный материал.
  2. Пускай чтение станет своеобразным ритуалом в вашем доме. Пишите для ребенка расписание, списки покупок и все что угодно, что он сможет прочитать.
  3. Используйте диафильмы. Чтение под яркие картинки способствует развитию навыков быстрого чтения.
  4. Учите малыша параллельному чтению. Мама или папа читают текст вслух, а ребенок водит пальцем по тексту(для этого вам необходимо взять две одинаковые книги). Темпы чтения должны постепенно увеличиваться, следите за тем, чтоб ребенок успевал за вами. Во время чтения меняйте темп, выделяйте логическими ударениями диалоги, интересуйтесь у малыша, заметил ли он перемены в темпе.
  5. Проверьте, сколько слов ваш ребенок сможет прочитать за минуту. Затем попросите его повторить то же самое, только быстрее. Не стоит повторять подобное упражнение более трех раз к ряду.
  6. Учите ребенка читать про себя.
  7. Обращайте внимание на ударения в словах – если ребенок не видит разницы между словом замок и замок он может не уловить суть предложения.
  8. У ребенка могут вызывать трудности слова, где встречается подряд несколько согласных. Выписывайте такие слова для малыша на листочек, и просите время от времени их прочитывать.
  9. Забавное упражнение. Нужно читать про себя и жужжать вслух. Полезное для развития навыков быстрого чтения.
  10. Развивайте внимательность: предложите ребенку ряд гласных букв, а в середине пускай будет одна согласная. Попросите его определить лишнюю букву.
  11. Предложите ребенку список, в котором слова будут отличаться друг от друга всего одной буквой. Попросите найти отличия.
  12. Учите скороговорки.
  13. Развивайте смысловую догадку. Напишите текст, с пропущенными словами, слогами или буквами. Попросите ребенка заполнить пропуски.
  14. Читайте с закладкой. Не просто водите ею под строчкой, а закрывайте прочитанное слово, во избежание регрессии.
  15. Вы с ребенком читаете одновременно текст, только кто-то должен запаздывать на 2-3 слова. Главное не сбиться.
  16. Чтение на максимальной скорости с плотно сжатыми зубами и губами. Проводите такое упражнение перед началом чтением вслух.
  17. Читайте под звуковое сопровождение.
  18. Попросите ребенка читать текст, и одновременно простукивать карандашом предварительно заученный ритм.
  19. Устраивайте в семье игры в буквы и слова.
  20. Малыш делает глубокий вдох, а на выдохе прочитывает 15 согласных.
  21. Складывайте слова из отдельных слогов. Используйте карточки.
  22. Необходимо читать текст с выражением.
  23. Почитайте текст в ролях.

Как помочь ребенку прийти к скорочтению?

Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому чтению является преодоление привычки сознательной или подсознательной артикуляции, стремление к озвучиванию читаемого текста.

Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации.

При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами.

В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении, Грекова Т.А. советует использовать упражнение

“Губы”

При команде — “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде — “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Как научится читать и запоминать?

Рекомендуем к прочтению:Как быстро и легко выучить таблицу умножения ребенку играми

Разобравшись, что такое скорочтение и как научиться быстро читать, стоит не забывать, что не менее важно запоминать прочитанное и усваивать информацию. Чтобы мозг умел запоминать то, что было ранее прочтено, и хранить информацию продолжительное время, следует разобраться в механизме работы памяти. Есть три главные составляющие процесса запоминания – ассоциации, впечатление и повторение. Для эффективного чтения и запоминания нужно проработать эти три аспекта.

Ассоциации и впечатления

Как научится читать и запоминать?

Отвечая на вопрос, как научиться быстро читать книги, можно порекомендовать запоминать материал эмоционально. В процессе чтения полезно мысленно представлять то, о чем идет речь. Полезно прочувствовать атмосферу, описываемую в книге, эмоции каждого персонажа. Можно представить себя в роли главного героя, продумывая все действия и управляя впечатлениями. Благодаря этому в памяти откладывается больше информации.

На заметку! Если визуализация не является сильной стороной читающего человека, советуют прочитывать текст вслух, чтобы возникали яркие эмоции.

Еще одной эффективной техникой запоминания считают ассоциации. Важно научиться связывать прочитанную информацию с чем-то, что важно и знакомо читающему. Ассоциативную методику применяют с целью облегчения понимания и запоминания материала. Человеческому сознанию проще усваивать новое, если сравнивать его со знакомыми вещами и событиями.

Повторение прочитанного

Для школьника важно не только научиться очень быстро читать, но и повторять прочитанное. Чтобы хорошо запоминать и усваивать материал, полезно сразу после чтения повторять полученную из текста информацию. Эта техника особенно полезна детям при выполнении домашнего задания.

Материал лучше усваивать и повторять после двух- или трехкратного прочтения. Причем в процессе чтения обязательно параллельно используют ассоциативную методику и технику впечатлений.

Как научится читать и запоминать?

Важно! Ребенку проще запоминать все новое эмоционально.

Создание заметок

После прочтения материала стоит вернуться к выделенным моментам, чтобы кратко изложить содержание и сделать важные заметки. В собственной книге можно писать на полях главные мысли и идеи. Даже если через месяцы открыть печатное издание, то благодаря заметкам несложно вспомнить, о чем идет речь в тексте.

Тренировка для мозга в примерах

Упражнения скорочтения для детей можно придумать самостоятельно, основываясь на ранее изученных техниках, или же воспользуйтесь специально разработанными примерами педагогов. Важно все время придерживаться выбранной методики, а не менять ее каждый день. Так ваш ребенок лучше освоит пройденный материал. Предлагаем вам несколько удачных примеров для тренировки мозга.

Читайте также:  Диета при грудном вскармливании новорожденного

«Найди пару»

Это упражнение можно вводить в обучение начиная с раннего возраста, но при условии, что ребенок уже знаком с буквами, звуками и слогами. Суть задания такова:

  1. Перед малышом разложены небольшие карточки, на которых напечатаны слоги.
  2. Взрослый объясняет ребенку задание: нужно разложить карточки в таком порядке, чтобы в итоге из них получилось коротенькое слово, например, во-да, ма-ма, не-бо.
  3. По мере успешности обучения задание усложняется: добавляются новые карточки и слова, состоящие из трех или более слогов.

Важно, чтобы ваш ребенок уже видел ранее или был знаком с предложенными к составлению словами. Ведь сам принцип упражнения построен на том, чтобы вспомнить, где то или иное сочетание встречалось ранее.

«Минутка чтения»

Это задание станет отличной мотивацией к дальнейшему обучению, а чтобы увидеть результат, нет необходимости ждать недели или месяцы — все успехи будут замены сразу же:

  1. Выберите небольшой отрывок из книги, которую вы не изучали.
  2. Засеките время и предложите ребенку внятно прочитать несколько предложений в течение 1 минуты.
  3. По сигналу таймера чтение останавливается, а конечный результат помечается карандашом.
  4. Затем время вновь засекается, и ребенок начинает читать с начала текста. Наверняка со второй попытки количество прочитанных слов будет немного больше.

И помните: всякий раз, когда ваше чадо достигает успеха, его нужно обязательно похвалить, а иногда можно и поощрить вкусной конфеткой.

«Слова-анаграммы»

Этот вид упражнения стимулирует зрительную память и мышление, учит анализировать правильность составления слова, быстро находить допущенные в тексте ошибки и исправлять их:

  1. Напечатайте на листе бумаги небольшой отрывок из текста, намеренно переставив в словах буквы или пропустив несколько гласных.
  2. Предложите ребенку найти ошибки в словах и исправить их, читая предложение вслух.
  3. При необходимости чтение одного предложения можно повторить несколько раз.

Как вариант, в предложении можно менять местами не сами буквы, а целые слова. Например: «Мама за хлебом Олю в магазин послала», «На торт день рождения вкусный был» или «Переходи дорогу зеленый на свет».

«Зрительный диктант»

В завершение можно провести небольшой визуальный диктант. Вот как это делается:

  1. Вам понадобится лист плотной бумаги и напечатанный в книге текст.
  2. Прикройте тест так, чтобы ребенок видел лишь первое предложение.
  3. Засеките на часах 8-10 секунд, чтобы ваш ребенок прочитал написанное, а затем закройте все буквы чистым листом.
  4. Попросите ребенка дословно написать то, что он перед этим увидел, а потом переходите к новой строчке.

Здесь важно, чтобы обучающийся четко понял суть задания и не спутал диктант с написанием изложения.

  • Эйдетика: упражнения
  • Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет
  • Как йога помогает подготовиться к родам?

При обучении ребенка навыкам скорочтения обязательно отмечайте все его успехи бурными аплодисментами, похвалой, комплиментами или приятными вкусными подарками. Ваши обычные занятия не должны стать рутиной. Пусть у детей от них останется хоть и небольшое, но ощущение праздника. Только так подрастающее поколение захочет повторить уроки. Вам же хотим пожелать терпения и выдержки!

Тренировка техники чтения

Еще несколько упражнений для развития читательских навыков:

  1. Отработка отрывков. К действительному показателю (например, 40 слов в минуту) добавляют 30 слов. Ребенок каждый день трижды перечитывает отрывок из 70 слов (в конкретном случае) вслух, стараясь уложиться в минуту. Отработка продолжается в последующие дни, пока скорость чтения не достигнет 70 слов в минуту. Тогда к этому показателю добавляют еще 30 слов и стараются достичь уже новых результатов (100 слов в минуту). Основная задача – научиться читать 180 слов в минуту.
  2. Чтение «волной». Ребенок сначала читает текст, расположенный обычно. Потом читает на листе, повернутом под прямым углом, затем – перевернутый текст, и опять повернутый под прямым углом, но в другую сторону.
  3. Чтение таблиц. В таблице (сначала 4*4, потом количество ячеек увеличивают) пишут буквы, слоги или слова. Ребенок перечитывает их столбиками на одном дыхании. Для увеличения угла зрения ребенок должен прочитать их без ошибки в заданном направлении (сверху-вниз, слева-направо).
  4. Чтение и пересказ. Если малыш читает плохо, то он слушает, а потом пересказывает. При этом важен сам факт пересказа, а не его качества (подробности, от нужного лица).