Главная задача родителя подростка — стать ему ненужным

Мы, учителя работаем много. Мы делаем в школе столько всего, что порой забываем об одной очень важной сфере нашей деятельности – работе с родителями. Как сделать родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками? Как мне представляется, это является первым и главным рецептом в работе с родителями учеников. Итак, повторюсь…

ПЯТЬ советов от психологов

Воспитание детей – минное поле для тех, кому не хватает уверенности в собственных силах Как можно стать хорошим родителем? Вот несколько практических советов, полученных в результате наблюдений психологов, социальных работников и других экспертов в этой области со всего мира.

  1. Уверенность

Действия родителя в обучении своего ребенка всегда должны быть продуманы. Уверенность – это всегда лучше, чем вечная неопределенность. Найдите простой набор руководящих принципов, которым можно будет следовать с уверенностью, а если вы сами сомневаетесь в себе, говорите невнятно, давая ребёнку противоречивые указания — это ведёт к краху хороший отношений и взаимопонимания.

2. Цель

Другим важным аспектом в воспитании детей является четкое представление о том, чего необходимо добиться, какую цель ставит перед собой родитель в воспитании своего малыша. Роль в качестве родителя включает в себя уход за ребенком, помощь в его росте и развитии, пока он не перейдет во взрослую жизнь. Чем конкретно сосредоточиться на исходе, тем эффективнее будет достигнута цель. Задайтесь вопросом: – «Каким должен быть ребенок?». Хотите, чтобы у ребенка было чувство морали, ответственность, тогда следует сейчас развивать эти качества.

3. Пример для подражания

Пример родителей – удивительный и мощный инструмент в жизни ребенка, от которого часто зависит его дальнейшее формирование как личности. Если быть сварливым и эгоистичным, очень вероятно, что дети будут расти такими же. Если же проявлять ответственность, любовь, сострадание, прощение, то, вероятно, эти качества переймут и дети.

 4. Слова

Еще один мощный инструмент в воспитании – слова.

Слова могут быть поддерживающими и вдохновляющими, обескураживающими и разрушительными.

От того, как говорить с ребенком, будет зависеть его внутреннее видение мира. Творческое использование слов может вдохновить ребенка на прекрасные результаты в будущем. Неразумное использование слов может разрушить прекрасное будущее задолго до его появления.

 5. Любовь

Безусловная любовь к ребенку самый мощный инструмент, которым обладают родители. Любовь между родителем и ребенком будет работать через любые трудности. Чтобы он ни делали, любите своего ребенка. Ребенок может сердиться и не принять решения родителей с первого раза. Но когда-то они осознают и оценят то, что для них сделано.

Читайте также:  Имена для мальчиков и девочек рожденных в ноябре 2020 по святцам

Научиться быть хорошим родителем не возможно сразу. Взрослый человек тоже учиться вместе с ребенком. В конце концов, есть бабушки и дедушки, которые всегда могут дать совет и поддержку. И помните, шаблон в семье, установленный родителями в детстве, создает контекст, в котором ребенок будет чувствовать себя комфортно на протяжении всей жизни.

Стать ребенку ненужным

Первая задача родителя в подростковом возрасте — выжить. Вторая — стать ребенку ненужным. Как это ненужным, спросите вы. Мать и отец ребенку нужны всегда! Но на самом деле задача любого родителя — вырастить человека, который способен существовать без нас. У Клайва Льюиса в «Расторжении брака» есть очень хорошая аналогия: где-то в загробном мире встречаются две души, жена и муж, — совершенно свободная и любящая жена и муж, у которого до сих пор не урегулированы какие-то к ней претензии. И она говорит: «я теперь свободна», а он: «так что, получается, я тебе больше не нужен?»

— Да, конечно, ты мне больше не нужен!

— Как так, может быть, ты меня никогда не любила?

— Нет, я тебя люблю, именно поэтому ты мне больше не нужен. Я просто тебе рада.

Действительно, это счастье, когда нам от человека ничего не нужно, и мы можем его просто любить, радоваться ему, делиться с ним своим хорошим настроением, оказывать ему поддержку. Это нормальные, взрослые отношения, построенные на любви.

Ребенок, когда отходит от родителя, похож на робот-пылесос: у него есть какая-то зарядная база, он идет на свои одинокие прогулки по пыльным закоулкам квартиры, но потом все равно возвращается на эту базу. Для того чтобы подпитаться энергией, набраться сил. Это для него место силы, собственно говоря, это то, чем должен быть нормальный дом для нормального взрослого человека. Место, куда ты возвращаешься, чтобы набраться сил. Место, где тебя любят, где тебе рады, где ты чувствуешь себя в полной безопасности.

Отчего же подростки бегут из дома? Один из первых ответов — дом перестает быть безопасным местом. Сделать его небезопасным для ребенка очень легко: он не успел прийти домой, а мама уже посмотрела оценки в электронном журнале и ждет на пороге со скалкой. Где был, почему «н» на русском, «тройка» по истории, когда у тебя контрольная по алгебре, сдал ли ты хвост по физике. Он еще зайти не успел, ботинки не снял. Даже Иван-Царевич в русских сказках Бабе Яге говорит: «Накорми, напои, баньку истопи, а потом пытай», а мы сразу с порога приступаем к пыткам. А потом: «Ну, давай быстренько поешь, садись уроки делай, чтобы весь вечер свободен».

Читайте также:  Написать письмо Деду Морозу 2020 в Великий Устюг

Не знаю, как кто, а я, когда прихожу домой с работы после шести-семи уроков, еще примерно час сижу молча, ни с кем не разговариваю и играю в «Энгри бердз». И лучше чтобы меня никто не трогал. А если этого часа у меня не будет, я весь остаток дня буду недееспособна. Он мне нужен просто как пауза.

А что мы, родители, делаем, когда видим, что ребенок пришел из школы и сел у компьютера играть в какую-то ерунду?..

Очень часто мамы забывают о том, что у подростка есть какая-то своя повестка дня, какие-то циклы функционирования. Они ждут его со школы со своими тревогами наперевес, со своей двуручной пилой, и чем старше ребенок, чем ближе конец школы, тем больше родители вибрируют, как кротопуг. Знаете, это такое изделие, его втыкают в землю, и оно испускает страшные звуки, которые человек не слышит, а слышат только кроты, у которых они вызывают паническую реакцию. И кроты уходят. Вот типичный родитель, который ужасно боится, так же действует на ребенка.

Действительно, в последние годы цена преодоления барьера школа-вуз становится все выше, все тяжелее его перешагнуть, все больше материальные ставки, все меньше мест на бюджете. Да, это колоссальные финансовые и моральные потери для ребенка и родителей. Но когда самые близкие люди, родители, начинают транслировать свой тремор ребенку, ему очень тяжело с этим справиться. Когда ты ждешь приговора страшного суда — «сдашь / не сдашь, поступишь / не поступишь», — далеко не каждый в состоянии с этим совладать. И какие тут решения изобретают наши дети, в значительной степени зависит от их психического статуса, богатства их воображения и от того, насколько мы сохранили с ними хорошие отношения.

Не превращать границу школа-вуз в аналог страшного суда — еще одна важная задача родителя. Выжить, не разрушиться, сохранить себя взрослым, серьезным, спокойным человеком, той самой опорой, которая нужна ребенку.

Рецепт третий:

Время от времени устраивайте для родителей учеников открытые уроки по своему предмету. Я преподаю английский язык. Лично у меня именно после таких уроков, когда родители почувствовали всю сложность изучения иностранного языка, отношения с ними каким-то чудесным образом не просто улучшились, но и потеплели. Ведь, согласитесь, уважаемые коллеги, мы с вами большую часть времени работаем за закрытой дверью своего кабинета. Мало кто из родителей видит титанические усилия учителя по вкладыванию знаний в головы учеников. Мало кто из них представляет себе, что значит на одном уроке запомнить 5-7 новых слов, прочитать иностранный текст и ответить на вопросы, написать короткий диктант и выучить новую грамматическую структуру. Не надо нам, учителям, боятся всё это родителям учеников наглядно продемонстрировать. Когда они уйдут с нашего открытого урока, почти ничего там не поняв и ничего с этого урока не запомнив (я всегда их спрашиваю после урока повторить изученные там слова!), то, поверьте, их отношение изменится, хоть чуть-чуть. Сделайте традицией, приглашать родителей на свой урок. Только не на любой, а тот, который считаете нужным и готовите особо. Для отчаянно смелых педагогов предлагаю провести урок преподаваемого вами предмета С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ. Их дети пусть же при этом сидят гостями на таком необычном уроке где-то в конце класса.

Качество №Безусловная любовь

Говорят, чтобы ребенка хорошо воспитать, достаточно его любить. И не просто любить, а любить безусловно. Это понятие включает в себя веру в своего ребенка и в то, что он вырастет хорошим человеком и сможет сам сможет о себе позаботиться. Именно безусловная любовь родителей ведет ребенка во взрослую жизнь, делегируя ему все полномочия распоряжаться собственной жизнью по своему усмотрению.

Успешные дети вырастают в семьях, где оба родителя заинтересованы в развитии своих чад. Отец и мать в равной степени уделяют внимание своим малышам, поскольку каждый вносит свой характер и дает пример. Они показывают, какие взаимоотношения должны быть между любящими людьми. Становятся примерами того, каких вторых половинок будут выбирать себе их дети, когда повзрослеют. За счастье и успех своих чад отвечают родители, которые вкладывают в них основы жизни.

Универсального рецепта воспитания не существует, но качества родителей, которые мы описали в этой статье, предсказывают успех у детей. Эти качества и объединяют родителей успешных детей. И помните, счастливое детство формирует счастливое будущее.