Дети на даче: чем занять ребёнка и как обустроить семейный быт

Во время карантина сложнее всего родителям: взрослые и дети впервые оказались в ситуации, когда нужно день напролет работать, учиться и жить на общей территории. The Village попросил работающих мам и специалистов поделиться лайфхаками, как совместить профессиональные обязанности, заботу о детях и выкроить для себя немного спокойствия.

Семья на даче летом: за и против

Плюсов у дачного отдыха всей семьей — много. Есть, безусловно, и минусы, но большинство из них несложно устранить.

Итак, о плюсах лета на даче всей семьей:

  • экология лучше, чем в городе: чистый воздух и, возможно, лес или озеро поблизости;
  • больше пространства, чем в квартире: можно не озадачиваться с парковкой и прогулками даже с совсем маленькими детьми — достаточно следить, чтобы малыш не уходил за пределы участка;
  • здоровая физическая нагрузка для детей и родителей: уборка на участке, уход за цветами, деревьями или другими растениями;
  • экономия: летний отдых на даче будет значительно дешевле, чем поездка на курорт, или даже пребывание в городской квартире — не придётся оплачивать дорогостоящие туры, а коммунальные услуги обойдутся в более скромную сумму по сравнению с городом;
  • возможность использовать участок у дома по своему усмотрению: например, как сад с исключительно декоративными растениями, как огород с полезными овощами, или как большую спортивную площадку;
  • жизнь — хотя бы на три месяца — без близких соседей и опасений им чем-либо помешать;
  • разнообразный отдых: можно устраивать пикники в кругу семьи, играть в подвижные или спокойные игры, загорать прямо на участке;
  • во время эпидемии безопаснее находиться в частном загородном доме, чем в городской квартире — концентрация людей в дачных товариществах меньше, следовательно, и вероятность заразиться — ниже.

Недостатки отдыха на даче летом:

  • возможные сложности с удобствами: электричество сейчас есть практически везде, но горячая вода, туалет в помещении, интернет и телевидение бывают не на каждой даче;
  • удалённость от города и, соответственно, от места работы;
  • отсутствие медицинских учреждений поблизости, если дачный посёлок недостаточно крупный;
  • дошкольники и младшие школьники, если их занимать интересными делами, отдыхают на даче с удовольствием, а вот подросткам может стать скучно, если по соседству не найдутся их ровесники.
Семья на даче летом: за и против

И ещё одна сложность, актуальная при закрытых границах: если своей дачи у вас нет, и вы планируете её снимать — придётся постараться, чтобы найти подходящий участок. Согласно данным Авито, спрос на аренду дачных домиков взлетел на целых 90% по сравнению с прошлым годом.

Читайте также:  Развитие ребенка (мальчика или девочки) по месяцам до года

Чем занять ребёнка лет

В возрасте четырёх лет дети уже более самостоятельны и независимы от взрослых, но всё ещё нуждаются в присмотре. Вполне достаточно держать занятую четырёхлетку в поле своего зрения, в эти года любопытство велико, и следующие занятия могут завлечь ребёнка надолго:

— вопрос: «чем занять ребёнка 4 лет?», если он не любит бывать один, задают себе многие родители, в этом возрасте уже можно предлагать детке рассортировать: игрушки, книжки, одежду; например, 4-хлетний ребёнок вполне поможет разобрать шкаф, если дать ему чёткие указания: «положи носки в левую кучку, рубашки в правую, а брюки посередине», или: «большие книги оставь на столе, а маленькие положи на полку», «машинки загони в гараж, мячики забрось в корзину, а конструктор сложи в коробку». Вовлечение ребёнка во «взрослое» мероприятие повышает детскую самооценку и учит аккуратности;

— также ребёнку под силу протереть пыль, для этого можно купить тряпочку специально для юного аккуратиста, и поручить ему вытереть пыль с поверхностей, на которых нет ничего бьющегося или опасного, например: «я буду вытирать пыль на журнальном столике, а ты протри книжные полки»;

— чем занять ребёнка в детской комнате, если он не хочет быть с мамой на кухне во время приготовления борща с галушками, да курника с компотом? Предложите ему посередине детской комнаты построить настоящую палатку из подушек, стульев, одеял и простыней – это очень увлекательное и безопасное занятие;

— настольные игры для детей 4 лет учат концентрации внимания, отлично развивают логическое мышление и расширяют словарный запас: детское лото и домино очень интересны деткам, ведь там нарисованы животные, герои любимых сказок и мультфильмов. С детским домино так интересно изучать буквы и цифры, фрукты и овощи, знакомиться с всевозможными видами техники;

— интерактивные игрушки-роботы могут несколько минут пообщаться с ребёнком; в последнее время многие производители предлагают детские варианты планшетов с уже встроенными обучающими и развлекательными программами, имеющие функцию родительский контроль, которая, ко всему прочему, сама выключат гаджет через определённое время, и взрослый, как бы и непричастен к тому, что виртуальный товарищ выключился;

Читайте также:  Оценка развития ребёнка от 1 года до 3 лет: что нужно знать родителям

— посадив ребёнка за стол с кинетическим песком или специальной жвачкой для рук можно не переживать за безопасность и малыша, и пространства вокруг;

— в возрасте 4 лет ребёнку уже можно доверить ножницы с тупыми специальными краями и ножичек для пластилина; трафареты для вырезания можно купить уже готовые, а можно нарисовать вместе с малышом мячик, кубик или облачко, которые он потом самостоятельно вырежет, и разукрасит пластилином.

Почему девочку и мальчика после трех лет нужно занимать по-разному

Дети 1-3 лет еще не осознают своей половой принадлежности, поэтому не страшно, если в этом возрасте девочка чаще играет машинками, а мальчик – куклами. Чтобы в дальнейшем направить развитие ребенка в нужную сторону, родителям достаточно придумывать для него соответствующие его возрасту и полу сюжетно-ролевые игры на темы «Семья», «Профессия» (из тех, которые хорошо знакомы детям: девочке – представить себя воспитательницей в детском саду, мальчику – водителем и т.п.).

С 4 лет дети уже не только воспроизводят реальные ситуации, но и вводят в свои игры мультяшных и сказочных персонажей. Купите сынишке набор фигурок супергероев и покажите, как они могут спасать попавших в беду кукол: и его любимые игрушки не придется прятать, и мужские черты характера будут формироваться. Дочке, предпочитающей играть с машинками, предложите «ездить в магазины» за кукольными обновками и выбирать их по цвету, сезону, размеру.

Игры-шнуровки

Познавательным, полезным для обучения самостоятельному одеванию, развлечением является игра с фигурами – шнуровками.  Это может быть деревянные игрушки со съемными деталями – паровозики, бабочки, браслетики, деревья, цветочки, рыбки, так и объемные пластиковые игрушки –машинки для мальчиков, сумочки для девочек, ботиночки, браслетики, пуговочки.  Разноцветные крупные игры-шнуровки привлекают внимание малыша, вызывают интерес к процессу продевания шнурка в отверстия, концентрируют внимание на деталях, развивают координацию, внимательность и усидчивость. Чтобы развлечь малыша такой увлекательной игрой, можно изготовить такую игру-шнуровку самостоятельно из подручных материалов. Достаточно взять цветной картон, дырокол и любой шнурок от домашней обуви. Немного времени и усилий, и увлекательные занятия ребенку в два года обеспечены.

«Ветер»

В этой игре нам нужны резиновые игрушки с пищалкой или резиновая груша. Нажимая на такую игрушку, при помощи выходящей струи воздуха, мы будем сдувать с какой-нибудь поверхности, типа стола, различные кусочки бумажек, ваты, пёрышки, все что есть легкого под руками. Это занятие будет полезным для развития мышц кистей и предплечий малыша.

Читайте также:  Возрастная периодизация и этапы психического развития дошкольника

«Мотальщики»

Для развития кистей рук можно наматывать толстую нить, например, для вязания, на карандаш или какую-нибудь палочку.

«Ветер»

Со временем, когда это задание ребенок будет выполнять легко, его можно усложнить и нить наматывать уже на клубок.

«Узелки и косички»

Есть еще одно занятие, которое поможет занять детей дома — это распутывание узелков и косичек. Заплетите косичку или завяжите не тугой узел, закрепите где-нибудь верхний конец. Дайте детям задание все это распутать и расплести. Ленточки или веревочки берите из такого материала, который более скользкий и легко распутывается.

«Бусинки и пуговицы»

Следующее занятие также будет полезно для развития мелкой моторики. В качестве задания малышам нужно нанизывать пуговицы или бусины на толстую нить, или шнурок. Можно нанизывать в определенной последовательности, например, по цветам.

«Шнуровки»

«Ветер»

Ребенку можно дать самые обычные вещи, на которых есть шнуровка, для того, чтобы он зашнуровал и затем расшнуровал все шнурки.

Существуют также специальные шнуровки. Некоторые родители делают такие шнуровки самостоятельно или приобретают в магазине.

Например, можно из плотной бумаги или картона вырезать форму обуви или другие картинки, сделать в них дырочки и дать задание малышу просунуть шнурок через все дырочки.

Что должен знать и уметь ребенок в 10-лет

  • убираться в квартире: пылесосить, мыть полы, вытирать пыль;
  • пользоваться стиральной машиной, стирать вручную небольшие по размеру вещи. Познакомьте сына или дочку с особенностями стирки вещей из разных тканей, с правилами использования моющих средств;
  • готовить простые блюда, пользоваться плитой. Расскажите о правилах безопасного приготовления пищи на электрической или газовой плите, покажите, как сварить кашу, суп, приготовить пирог;
  • мыть посуду, расставлять ее по местам;
  • ухаживать за домашними животными, помогать с младшими детьми.
  • контролировать время, распределять задачи в течение дня. Навык планирования дел на день поможет ребенку справиться с возрастающей учебной нагрузкой в старших классах;
  • отстаивать свое мнение при помощи аргументов;
  • принимать критику, осмысливать свое поведение;
  • стоять за себя в сложных ситуациях;
  • решать конфликты, находить выход из сложной ситуации;
  • выполнять поручения, быть ответственным;
  • обращаться с деньгами, копить;
  • оставаться дома без родителей, самостоятельно разогреть себе еду;
  • выбирать продукты в магазине, ориентируясь не на упаковку, а по качеству, необходимости.