Бывает ли кризис одного года?

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Что вообще представляет кризис и для чего он нужен?

Возрастной кризис – это короткий период перехода человека к новому уровню жизни, который сопровождается изменения в психологическом и эмоциональном плане.

Получается, что возрастные кризисы это необходимая часть нашей жизни. Благодаря им мы развиваемся, растем, меняемся физически, психически и эмоционально. Кроме того, во время кризисов меняется наше мировоззрение, отношение к людям, к себе, да и в целом, взгляд на жизнь. У многих людей кризисы могут проходит тяжело, а связано это с временным непринятием и конфликтом между старым Я и новым Я, которое возникает у человека.

Когда это происходит

Почитав литературу, я поняла, что на самом деле ничего особенного не случилось. В жизни малыша после первого года наступают перемены. Он начинает знакомиться с миром доступными ему способами. Родители не успевают перестроиться под меняющуюся реальность и продолжают смотреть на него, как на живую куклу. Каждый кризис становления имеет свои особенности, и с раннего детства родителям нужно быть психологически готовым к потрясениям.

Когда это происходит

Симптомы, характерные для годовалого ребенка:

Когда это происходит
  1.  он не реагирует на слова;
  2.  нуждается в повышенном внимании;
  3.  капризничает, без причины устраивает истерики;
  4.  пытается все сделать по-своему;
  5.  противоречит сам себе: может что-то просит, затем со злостью бросает.
Когда это происходит

Причины

В данном возрасте появляется первое ощущение самостоятельности, ребенок действительно уверен, что с большинством задач и ситуаций, а тем более с удовлетворением своих желаний, он может справиться. Родители, понимая невозможность подобного, продолжают ограничивать – держать за руку при ходьбе, запрещать начинания в исследовании мусоропровода, заставлять кушать полезное, а не только лакомства.

Кризис одного года характеризуется существенными изменениями, и важно понимать, что это не капризы от вредности, а сигналы к изменению из собственного отношения во взаимодействии с ребенком.

Неуважение к проявлению личностных интересов и потребностей вызывает протест. Причем, если во взрослом возрасте люди могут осознанно понять, что их ограничивают и отстоять свои позиции вербально, то в столь раннем возрасте присутствуют только бессознательные механизмы психики в качестве регулирующих факторов. Точно так же, как в младенчестве ребенок сигнализировал о каких-либо недовольствах плачем и криком, также он продолжает вести себя и в год, иногда добавляя краткие комментарии о своем нежелании. Чем меньше родители прислушиваются к происходящему и придают значение индивидуальной позиции ребенка, тем выше градус эмоциональной реакции – от надутых губ до истерики с повышением температуры.

Причины

Около года у крохи впервые происходит осознание себя отдельным элементом, а не продолжением родительских фигур (в младенчестве люди не дифференцируют мир на внешний и внутренний). Из-за такого приобретенного открытия и новообразования отстаивание своей отдельности и исключительности является одной из ведущих задач. На границе конфликтов рождается понимание, что он не только отделен от родителей, но представляет собой личность с совершенно другими возможностями, особенностями и потребностями, для которой действуют другие правила. Это происходит при столкновении с запретами, которые разрешены старшим, осознавании их силы перед трудностями и во многих других моментах.

Родительское мнение при этом остается очень значимым для малыша, что подкрепляется инстинктом самосохранения (если он не будет удобным, послушным и любимым, то без взрослых не выживет). Именно поэтому любой строгий запрет и острая эмоциональная вспышка старших воспринимаются не как попытка уберечь от опасности, а как проявление нелюбви к ребенку. Эти переживания порой бывают столь травматичны, что оставляют след на всем дальнейшем развитии.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).
Детский возраст – проблемы и ориентиры

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].

Читайте также:  Какие прививки ставятся новорожденному в роддоме

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Кризис одного года: как проявляется, сколько длится

Кризис 1 года у ребенка – это первое серьезное испытание для родителей. Если мама и папа знают, как проявляется кризис первого года жизни, чем он вызван, то многих ошибок в воспитании крохи можно избежать. От правильной реакции родителей на возрастное изменение поведения ребенка в период кризиса первого года зависит психологический комфорт и личностное развитие малыша.

Что такое кризис 1 года

Предпосылками к возникновению кризиса первого года жизни ребенка в психологии считаются:

  • частые капризы, причины которых сложно понять;
  • перепады настроения.

Малыш растет, с каждым днем становится все более самостоятельным. Теперь он уже устойчиво стоит на ножках, видит окружающий мир с совсем другого ракурса. Малютка считает, что стал большим, что он ничем не отличается от взрослых. Однако к нему продолжают относиться как к малышу. Это противоречие и рождает кризис одного года у ребенка.

Годовалый карапуз в своих действиях движим собственными сиюминутными желаниями. Но взрослые диктуют ему правила и запреты. Практически на каждое свое «хочу», ребенок слышит от мамы и папы «нельзя». Он не понимает, чем обусловлены запреты, почему нужно подчиняться правилам.

В нем горит жажда познания окружающей действительности, которая хранит в себе розетки, мобильные телефоны, острые бытовые предметы.

Но стоит протянуть руку к привлекательному предмету, как тут же раздается строгий голос: «Нельзя!» Детский интерес не удовлетворяется, он злится и плачет.

Психологическая сущность кризиса первого года жизни ребенка заключается в том, что малыш не может соединить в одно целое собственные желания и требования взрослых, свою потребность в самостоятельности и физиологическую зависимость от матери.

Признаки

В периодизации возрастной психологии кризис 1 года у ребенка является границей между младенчеством и ранним детством. Его признаками являются:

  • стремление к самостоятельности;
  • бурное эмоциональное реагирование на неудачную попытку сделать что-то самостоятельно;
  • попытки обозначить словом свои потребности;
  • упрямство и настойчивость в получении желаемого;
  • стремление к выработке собственного мнения, отличного от точки зрения взрослых.

Как правило, первая вспышка кризиса одного года бывает самой яркой, потому что малыш впервые ощущает эмоциональный внутриличностный конфликт, не знает, как себя вести в такой ситуации, не может предположить, как будут реагировать родители.

Важно правильно распознать у ребенка признаки кризиса 1 года. Ошибочно объясняя яркую эмоциональную реакцию тем, что ребенок заболевает или тем, что у него плохой характер, родители блокируют противоречия детской души. В дальнейшем это может стать причиной тяжелой адаптации к обществу сверстников.

Как проявляется кризис 1 года

Распознать кризисы у детей бывает сложно, так как темпы физиологического и психологического развития у всех малышей индивидуальны. Как правило, проявления кризиса становятся заметны спустя 3–4 недели после становления навыка самостоятельной ходьбы у малыша. Кризис 1 года у ребенка проявляется как совокупность следующих новообразований:

  • всплеск двигательной активности, непоседливость;
  • неподдельный интерес к опасным предметам;
  • появление требовательных интонаций в голосе;
  • способность к переживанию обиды и разочарования;
  • способность выразить недовольство;
  • упрямое сопротивление рациональным действиям взрослого;
  • расширение запаса мимических реакций (малыш умеет плотно сжимать губы, хмурить брови, смотреть исподлобья или с прищуром);
  • расширение диапазона средств, с помощью которых кроха требует то, что ему нужно (громкий крик без слез, топанье ножкой, резкие взмахи руками, падение на пол);
  • ревность по отношению к матери, назойливость;
  • отказ от соблюдения режимных моментов.

Причины изменений в поведении

Знание причин, которые лежат в основе кризиса первого годика жизни, помогает понять суть данного феномена. К ним относятся:

  • большой поток информации, с которой малыш сталкивается каждый день, открытие для себя всего пространства квартиры;
  • ежедневное знакомство с большим количеством новых предметов;
  • скачок в развитии психических функций;
  • слабое развитие речи, не позволяющее четко и ясно рассказать взрослым о своих потребностях и желаниях;
  • первый опыт самостоятельного и осознанного пространственного отдаления от родителей;
  • необходимость ежедневно тренировать большое количество навыков (самостоятельно умываться, одеваться, есть ложкой, говорить);
  • большая физическая нагрузка, обусловленная становлением навыка самостоятельной ходьбы;
  • утрата психофизиологической связи с мамой и стресс в результате прекращения грудного вскармливания.
Читайте также:  Бессонница у детей. Симптомы бессонницы у ребенка. Лечение бессонницы

Психология кризиса первого года: признаки и симптомы

Помимо способности ходить и автономной речи, у годовалого ребенка активно развиваются моторика, мышление и воображение. Его язык понятен не только ему, но и близким людям. Ребенок начинает задавать вопросы.

Если раньше его привлекали какие-то предметы в руках взрослых, то теперь они интересны ему сами по себе. Он хочет все делать сам, даже при отсутствии нужных навыков. Появляется избирательность в общении со взрослыми, например неприятие чужих и требовательность по отношению к близким.

К новым возможностям передвижения и познания окружающей действительности присоединяются первые запреты, например ребенку запрещают есть из собачей миски и совать пальцы в розетку. Запреты трансформируются в осознанные желания и стремления, которые можно выразить словом.

На фоне всплеска самостоятельности и развития воли появляются аффективные гипобулические реакции, напоминающие припадки: плач, крик, топанье ногами, драки. Они выражают неприятие непонимания со стороны взрослых, а также протест против их запретов. Ребенок пытается заставить взрослых пойти на поводу у своих желаний. Он становится непослушным, отказывается делать то, что просят взрослые, требует повышенного внимания к себе, становится упрямым и обидчивым. В то же время у него развивается повышенная чувствительность к поощрениям и порицаниям не только его самого, но и его действий.

Чем вызван кризис года?

В возрасте 9-18 месяцев малыш начинает ходить. С освоением этого умения окружающий его мир расширяет свои рамки, манит новыми горизонтами. Теперь он может добраться до интереснейших вещей: маминой косметики, горшка с цветами, шкафчика с лекарствами, кошачьей миски. Все это требует детального рассмотрения, ощупывания, пробы на вкус и экспериментирования. Детская любознательность, желание познакомиться с новыми предметами – одна из основных потребностей в данном возрасте.

Но вдруг выясняется, что всем членам семьи можно пользоваться запретными предметами, а малышу – нельзя! На пути ребёнка к заветной цели звучит грозное «Нет!».

Ограничения, которых малыш пока не понимает, вызывают бурю протеста. Он плачет, кричит, падает на пол, кидает предложенные ему игрушки, то есть всячески демонстрирует своё негодование и обиду.

Неудовлетворённость толкает юного исследователя на новые попытки познания окружающего мира, которые снова пресекаются мамой или папой.

Отсюда непонятные взрослым бурные проявления эмоций. Малыш выражает свои желания капризами, истериками, упрямством, всеми доступными способами. А что ещё остаётся делать, ведь говорить он пока не умеет.

Желания ребёнка впервые сталкиваются с волей взрослого. Единение с мамой и папой, свойственное младенцу, даёт трещину. К малышу постепенно приходит осознание, что он отличен от взрослого. Они – не одно целое. В психологии в этом определяется сущность кризиса 1 года.

Каждый ребёнок имеет свой график развития: один начинает ходить в 9 месяцев, другой – в год с лишним.

Чем вызван кризис года?

Поэтому и кризис начинается у одних раньше, чем у других. Но чаще всего он совпадает с возрастом 1 года. Сейчас у ребёнка закладывается самостоятельность. Он не хочет довольствоваться ролью куклы, когда его кормят, одевают, дают игрушки. Он сам хочет познавать и исследовать мир, осваивать новое, действовать.

И вот он опрокидывает хрустальную вазу, отбирает у мамы ложку и пытается есть сам, снимает одетые мамой штанишки и напяливает на себя шорты, плюётся полезным блюдом и требует копчёную колбасу, которую видел в холодильнике.

С другой стороны, ему не очень удаются самостоятельные действия, поэтому очень хочется, чтобы мама была рядом.

Осознание себя отдельно от мамы немного пугает ребёнка, поэтому дети часто начинают «гоняться» за ней. Если мы не одно целое, то вдруг мама потеряется? Вдруг, выйдя из комнаты, она не вернётся?

Эти новые переживания и потребности выливаются в тягу к общению. Но тут вновь возникает противоречие: стремление общаться имеется, а слов для этого пока нет. Невозможно бывает понять, что же требует ребёнок.

Черты кризиса первого года:

  • Непослушание, упрямство, настырность. Часто запреты взрослых нарушаются, потому что ребёнок их просто не понимает. Наоборот, запретный плод ещё больше манит малыша, и он предпринимает новые поползновения добраться до него.
  • Желание все делать самостоятельно. Даже если у ребёнка не получается, он пробует снова и снова. Попытки помочь вызывают гневный плач.
  • Обострённая реакция на замечания: обида, агрессия, недовольство.
  • Противоречия в поведении. Ребёнок просит о помощи и гневно отвергает её.
  • Капризы, частая смена настроения.
  • Чрезмерная привязанность к маме. Малыш не даёт ей прохода, не желает отпускать из поля зрения ни на минуту.

Советы родителям

Поведение ребенка в период кризиса в 6-7 лет порой изматывает родителей и является серьезным испытанием для них. Для того чтобы максимально сгладить конфликтные ситуации и наладить продуктивные взаимоотношения со своим малышом, следует прислушаться к советам специалистов и адаптировать свое поведение к новым условиям.

Как вести себя во время проявления кризиса

Советы родителям

Что же делать родителям, когда малыш стал неуправляемым, как правильно реагировать на кризис семилетнего возраста, советуют детские психологи:

  • – Взрослым людям следует полностью исключить проявление вспыльчивости и агрессии со своей стороны, так как такое поведение способствует возбуждению ребенка. Вести себя нужно сдержанно и уравновешенно.
  • – Методы физического наказания следует полностью исключить, так как это способствует агрессии и озлобленности.
  • – Необходимо избегать излишней критики – это понижает самооценку, приводит к замкнутости, когда малыш слышит постоянные замечания в свой адрес, он перестает верить в свои возможности.
  • – Следует уважать собственное мнение ребенка на происходящие события, так как в этом возрасте активно развивается самоутверждение. Нужно предоставлять малышу возможность спорить и отстаивать свой взгляд на происходящее – это развивать самостоятельность.
  • – Преодолению спорной и конфликтной ситуации способствует обсуждение с малышом деталей проблемы и поиски рационального ее решения.
  • – Для установления дружеских взаимоотношений с ребенком необходимо как можно больше времени проводить вместе: устраивать совместные чтения, просмотры кинофильмов, прогулки, посещать культурные мероприятия.

Период детского кризиса – испытание для всей семьи, для его успешного преодоления необходима дружеская поддержка и понимание со стороны родителей. Фатальная ошибка – оставить малыша наедине с проблемами. Чрезмерная занятость или равнодушие могут привести к формированию устойчивых негативных стереотипов поведения, которые в будущем будет крайне сложно откорректировать даже опытным специалистам.

Подготавливаем ребенка к школе

Советы родителям

Для того чтобы вместе с малышом пережить трудные времена, следует внимательно наблюдать, как проявляются признаки кризиса в дошкольном периоде и максимально подготовить его к школе.

Простые правила помогут облегчить жизнь крохе и дадут ему возможность успешно справиться с грузом новых сложных обязанностей:

  • – Следует избегать необходимости придерживаться строгого распорядка, так как резкий переход от беззаботности к жесткой дисциплине является серьезным стрессом для психики.
  • – Необходимо постепенно приучить малыша пораньше ложиться спать, чтобы ранний подъем не был очень тяжелым (в большинстве случаев родителям придется также придерживаться такого режима ночного сна).
  • – Лучше всего заранее познакомить будущего первоклассника с расположением школьных классов, учителями и одноклассниками (предварительное знакомство облегчит адаптацию, так как первого сентября попадет в уже знакомую обстановку).
  • – Потребуется преодолеть соблазн научить ребенка всему и сразу, перегрузка дополнительными занятиями с репетитором, разнообразные секции и кружки приведут к физическому и психическому переутомлению.
  • – Малышу, который начинает осознавать себя как самостоятельную личность, необходимо личное пространство. Идеально, если это будет своя комната.
  • – Перед школой необходима консультация детского психолога для того, чтобы оценить, насколько малыш готов к школьной жизни. Родители должны также быть ознакомлены и согласны на получение рекомендаций специалиста.
Советы родителям

Для того, чтобы успешно преодолеть кризисный период 7 лет, родителям потребуется проникнуть во внутренний мир ребенка и суметь увидеть детские проблемы глазами малыша. Мамам и папам придется вспомнить свое детство, только так можно понять, насколько тяжел переход от беззаботности к обучению. Нужно внимательно наблюдать за изменениями поведения, которые относят к симптомам кризиса, чтобы своевременно распознать начало этого этапа жизни ребенка.

Похожие публикации: Кризис 3 лет у ребенка. Как не сойти с ума? О воспитании девочек в 13 лет 5 советов родителям в борьбе с негативизмом 16 летние подростки. Как им помочь

Читайте также:  Проведение детского праздника — на 10 баллов

Юношеский кризис (кризис лет)

Семнадцать лет замечательный возраст. Все еще впереди. Столько желаний и возможностей.

Период характеризуется переходом от жизни подростка к взрослой жизни. К этому времени все физические изменения уже завершены. В плане психологии, осознание себя еще продолжает формироваться. Принимается решение о дальнейших планах на жизнь. Личность человека уже более ли менее сформирована и он способен принимать самостоятельные решения.

В подростковом возрасте, ребенок видит жизнь через призму настоящего времени. По окончанию же школы, юноша или девушка, уже смотрят на мир глазами будущего. Вступая во взрослую жизнь надо принимать решение где продолжить обучение, какая профессия будет по душе.

Все эти вопросы и тревоги приводят к очередному сложному моменту. Это переломный момент в жизни каждого человека. Он зовется кризисом юности.

В этот период невероятна важна поддержка близких и любимых людей. Окончив школу, человек вступает в жизнь, которая ему до этого была неведома. До этого все было как-то спланировано и ожидаемо. Родной дом, школа, друзья. Но пришло время кардинальных изменений и это пугает.

У юношей дополнительный стресс может вызвать необходимость проходить службу в армии. Все мы знаем что армия это не курорт. Чрезмерная физическая активность и психологические нагрузки — не так просто переносятся молодым организмом.

Признаки этого кризиса:

  • Излишний эгоизм;
  • Повышенное желание к сопротивлениям, к преодолению трудностей;
  • Романтические порывы, героизм. Непреодолимая тяга ко всему неизвестному и рискованному;
  • Взгляд в далекое будущее, и это важнее, чем то, что есть сейчас и здесь.

Важный момент этого периода — заканчивается половое созревание. Появляется желание жить половой жизнью. На пороге полная независимость и свобода, по наступлению совершеннолетия. В преддверие этого, мысль о бытие мирской жизни, будоражит мозг наших детей.

Все, вышеперечисленное, это не последние кризисы в нашей жизни. Своими словами понятие кризис, можно охарактеризовать так: «мы не хотим жить по-старому, а как по-новому еще не придумали».