Адаптация к детскому саду: рекомендации для родителей

Когда приходит время отдать ребенка в детский сад, у родителей возникает масса страхов и сомнений. Волнение в этой ситуации вполне нормально, но оно не должно помешать вам помочь малышу привыкнуть к новому распорядку жизни. Во многом то, как пройдет психологическая адаптация ребенка в детском саду, зависит от настроя родителей.

Как проходит адаптация ребенка в детском саду?

Зачем ребенку детский сад?

Решение начать водить ребенка в детский сад принимается взрослыми в силу разных причин. Чаще всего – это необходимость работать обоим родителям, а оставить малыша на целый день не с кем. В среднем около 85 процентов родителей, водящих детей в садик, признают детский сад самым благоприятным вариантом решения проблемы. Другие считают, что дети должны ходить в садик, чтобы не было трудностей в школе, поскольку, с их точки зрения, одна из основных функций детского сада – подготовить детей к школе. Третьи полагают, что детский сад может дать опыт общения со сверстниками.

Когда отдавать ребенка в сад?

Прежде чем ответить на этот вопрос, задумайтесь над тем:

Что должно делать для ребенка дошкольное учреждение? На что бы вы обратили внимание при выборе дошкольного учреждения? Что, с вашей точки зрения, важно для дошкольного учреждения? Игры и социальные мероприятия? Обучение? Наличие и того и другого? Или, может быть, что-то еще?

Помните, что, если для вас детский сад — необходимость, то для вашего ребенка — значительная перемена в жизни.

Для ребенка, привыкшего быть в центре внимания папы и мамы, очень сложно переучиться и привыкнуть к другому укладу, когда двое взрослых приходятся на целую группу детей. Нужно помнить, что ребенок воспринимает других детей в группе как своих братьев и сестер.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Вхождение в детсадовскую жизнь – очень трудный и напряженный этап для всех: и родителей, и педагогов, и психологов, и, в первую очередь, для самих малышей. Большинство педагогов и психологов считают, что легче всего протекает адаптация к детскому саду у детей в возрасте трех – трех с половиной лет. В этот период происходит изменение отношения ребенка к родителям и самому себе. Он психологически отделяется от взрослых, с которыми неразрывно связан, начинает во всем себя противопоставлять им. Поступление в детский сад в некоторой степени предоставляет ребенку возможность начать более самостоятельную жизнь, приобрести новый статус.

Кроме того, в этом возрасте ребенок, как правило, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания (может есть сам, мыть ручки, самостоятельно пользоваться туалетом и пр.), имеет опыт общения с взрослыми, начинает стремиться к самостоятельности и общению со сверстниками. Для него становятся особо привлекательными игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Эти особенности помогают педагогам наиболее эффективно помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

Тем не менее при попадании в обстановку детского сада у ребенка любого возраста начинается период адаптации, который продолжается 2–3 месяца. У разных детей он может протекать по-разному. Течение периода адаптации зависит также и от того, как родители подготовили ребенка к детскому саду.

Эмоциональное состояние ребенка в период привыкания

Чтобы не сердиться на малыша за плохое поведение и капризы во время адаптации ребенка в детском саду, родителям нужно постараться понять его эмоции. Для крохи, который до этого постоянно был с мамой, начало посещения сада – серьезный стресс.

Читайте также:  Принципы воспитания детей разных возрастов

Особенности адаптации детей в детском саду таковы, что на первых этапах преобладают отрицательные эмоции – страх и гнев. Малыш не хочет заходить в группу, цепляется за родителей, начинает хныкать. Он боится, что про него забудут и не заберут, опасается оставаться с новыми людьми в незнакомой обстановке.

Эмоциональное состояние ребенка в период привыкания

Возможны внезапные вспышки агрессии – ребенок вырывается, не давая себя переодеть, или даже пытается ударить взрослого. Это выражение протеста против разлуки с родителями, которое должно сгладиться по мере привыкания к условиям детского сада.

Если спустя несколько минут после ухода мамы ребенок успокаивается, адаптация проходит нормально. В дальнейшем, малыш еще может периодически хныкать при расставании и за компанию с другими детьми, но постепенно на смену негативу придут положительные эмоции от новых впечатлений, игр, общения. Окончание адаптации ребенка к условиям детского сада можно распознать по хорошему настроению малыша вечером и легкому прощанию с родителями по утрам.

Первые дни в детском саду

Некоторые родители-экстремалы оставляют ребенка в саду сразу на весь день. Но психологи таких экспериментов не одобряют. Они рекомендуют входить в группу постепенно. В первые дни приведите малыша на время общей прогулки. Если он с удовольствием наблюдает за другими, не плачет и не сбегает, в следующие два-три дня поводите его на игровые занятия в закрытом помещении. При благополучном исходе предыдущих этапов можно оставлять ребенка до обеда. И лишь после того, как малыш будет чувствовать себя уверенно, оставьте его на дневной сон, а потом и до конца рабочего дня.

Что влияет на адаптацию ребенка в детском саду

Есть несколько факторов, которые влияют на легкость или тяжесть протекания адаптации ребенка:

  • возраст – оптимальным возрастом считается 3 года. Малыш уже более оторван от родителей, он пережил кризис трех лет и стал более самостоятельным, кроме того, он уже владеет многими навыками самообслуживания, может озвучить свои потребности;

  • здоровье – у детей, имеющих хронические заболевания, адаптация протекает тяжелее, они чаще болеют, более плаксивы и труднее адаптируются к коллективу;

  • социализация – чем больше круг общения малыша, тем легче ему будет в саду. И наоборот, если ребенок общается только с членами семьи, его будут пугать незнакомые люди;

  • психологическая готовность – дети с задержкой развития или же с одаренностью одинаково трудно привыкают к детскому саду. Объединяют таких деток сложности в коммуникациях со сверстниками и незнакомыми взрослыми;

  • темперамент ребенка – сангвиники приспосабливаются лучше холериков и меланхоликов;

  • готовность родителей: детский сад – это испытание не только для ребенка, взрослые тоже должны подстроиться под смену распорядка дня, осознать ответственность и быть готовыми принимать участие в жизни ребенка не только дома.