25 советов родителям по обучению ребенка быстрому и правильному чтению

Сегодня родители еще до момента поступления детей в школу стремятся научить их базовым навыкам — счету, чтению и письму. С последним нередко возникают проблемы, в том числе каллиграфические. Чистое письмо — настоящее достижение для ребенка, ведь даже не все взрослые могут похвастаться таким навыком. Родители же считают необходимым научить дошкольника писать быстро и аккуратно, используя при этом все известные методики.

Когда начинать и как подготовиться

Если вашему ребенку исполнилось 6 лет, а красиво писать прописью он так и не научился, не стоит переживать и срочно записывать его на уроки каллиграфии. В дошкольном возрасте этот навык осваивают единицы, и к моменту поступления в первый класс детям достаточно уметь писать печатными буквами. Естественно, и этот навык нужно постигать постепенно, начиная с простых подготовительных занятий.

Педагоги считают, что дети до 5 лет еще не готовы серьезно заниматься письмом. Однако уже с 4 лет с малышами можно проводить упражнения, направленные на подготовку к этому сложному процессу. Один из ключевых факторов, влияющих на умение малыша красиво писать, — это степень разработки мелкой моторики. Чтобы пальчики малыша крепко держали ручку и не уставали, их можно разрабатывать с помощью следующих занятий:

  • Рисование и раскрашивание;
  • лепка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами и аппликации;
  • бисероплетение;
  • конструкторы и паззлы.

Естественно, до начала занятий по письму малыш должен освоить чтение. Чем больше ребенок будет читать, тем легче ему будет даваться процесс написания слов. К тому же, благодаря зрительной памяти, малыш в дальнейшем будет реже делать орфографические ошибки.

Важно и подготовить «инструмент», с которым ребенок будет работать. Следует купить следующие канцтовары:

  • тетрадь/альбом;
  • простой карандаш с мягким стержнем;
  • шариковую ручку, которую малыш сможет легко держать в руке;
  • прописи.

Стоит ли родителям учить писать ребенка до лет?

Учить крох писать в 3-4 года не стоит по ряду причин:

  • У детей теряется чувство новизны, свойственное обучению в школе. Когда школьник понимает, что все, что они начинают проходить на уроках, а именно прописи цифр и букв, он теряет всякий интерес к учебе. Ребенку становится скучно и лень выполнять задание. Ни о каком стимуле и радости узнавать новое каждый день речь уже не идет.
  • Навыки письма оказываются неправильными. Два эксперта в области детского развития (ученый-физиолог Марьяна Безруких и специалист по раннему развитию Лена Данилова) убеждены, что закладка навыков письма, в том числе чистописание и скоростное письмо, происходит не за один год, а постепенно. На это уходят годы. Не стоит бросать все свои силы на то, чтобы научить малыша красиво писать. Все это может негативно отразиться на всей его манере письма в будущем.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как родителям научить ребенка писать диктанты без ошибок?

На первых порах для обучения будет достаточно подготовительной базы. Научите кроху сидеть за столом в правильной позе, а также обучите тому, как захватывать карандаш или ручку. Со временем можно начинать процесс обучения, но помните, что важно соблюдать последовательность в своих обучающих приемах. Каждую цифру и каждую букву стоит объяснять отдельно, поясняя и сравнивая. Полноценно оценить прием написания той или иной буквы ребенок способен только ближе к 5-6 годам.

Торопливость в обучении всегда только вредит, особенно важно не спешить на первых порах. Подгоняя ребенка, вы спровоцируете у него появление ошибок в написании отдельных элементов.

Все чаще будут иметь место неправильности в высоте и ширине, наклоне. Соединять буквы в слова малышу станет практически невозможно. Тогда, придя в первый класс, ребенок попадет в руки педагога, который будет вынужден исправлять многие ваши ошибки.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь ребенок, идя в первый класс?

Какие навыки письма нужны дошкольнику?

Узнав о вышеуказанных трудностях, не стоит делать поспешных выводов. Занятия родителей со своим дошкольником должны включать следующие упражнения:

  1. Ребенок должен занимать правильное положение тела за столом, брать карандаш, тетрадь либо альбом. Для этого следите за:
    • ровным положением спины;
    • ноги ставят на полу вместе;
    • локти рук лежать всегда на письменном столе;
    • между грудью ребенка и столом должно быть 2 см;
    • поворачивать лист для письма нужно не более чем на 30 градусов.
  2. Научите своего дошкольника рисовать разные линии, например, ровные и волнистые, вертикальные и наклонные. Также в возрасте 4-5 лет нужно учиться рисовать круги, овалы, окружности.
  3. Графические диктанты. Таким упражнениям можно научиться, если найти в интернете видео уроки.
  4. Следующее упражнение — штрихование. Для полноценного развития зрительного контроля у ребенка, научите его рисовать штрихи карандашом в разных направлениях.
  5. Раскраски. Регулярные раскраски рисунков помогают ребенку учиться правильному нажиму на карандаш, координации.
Читайте также:  Главная задача родителя подростка — стать ему ненужным

Если ваш ребенок обладает такими навыками, он считается готовым к поступлению в первый класс.

Нормальная техника чтения у детей

В 6-7 лет ребенок должен читать не менее 30 слов в минуту; В 8-9 лет минимальная норма увеличивается до 50 слов; В 11-12 лет количество слов должно превышать 70;

Начало средней школы – нижняя граница нормы не менее 100 слов в минуту; В процессе обучения в средней школе количество слов в среднем составляет 120-150 в минуту. Родители должны понимать, что каждый ребенок индивидуален и учится с определенной скоростью. Недопустимым является насильственное обучение детей каким-либо когнитивным навыкам, так как результат будет противоположным желаемому.

Нужно ли детям быстро читать?

Задаваться вопросом: «А надо ли моему ребенку быстро читать?» – в условиях современного мира даже смешно. Успеваемость в школе, скорость подготовки дома, изучение дополнительных материалов напрямую зависят от умения быстро и эффективно воспринимать текстовую информацию.

Советы для родителей

То есть, детей надо учить писать без ошибок. Как же родители могут это сделать?

  1. Папа и мама сами должны быть грамотными. Действительно: как можно объяснить ребенку, где ставится запятая и в каком слове пишется мягкий знак, а в каком – не пишется, если для родителей это такая же тайна, как и для их сына?
  2. Детям нужно объяснять, почему так важно быть грамотным и каких успехов в жизни можно добиться, если уметь грамотно выражать свои мысли. Другими словами, ребенка необходимо стимулировать, чтобы он прочувствовал и понял важность грамотности.
  3. Регулярная проверка домашнего задания также необходима. Лучше, если это будет совместная творческая работа мамы (папы) и самого ученика. Пускай ребенок попытается самостоятельно находить допущенные ошибки, исправлять их и объяснять родителям, почему данное слово пишется именно так, а запятая должна стоять именно в этом месте. Если ученик затрудняется с поиском или объяснением, родители должны подсказать ему правильное решение и объяснение.
  4. Одно из главных условий недопущения ошибок в тексте – регулярное чтение книг. Доказано, что это прямо влияет на грамотность ребенка: чем больше он читает, тем меньше допускает ошибок в написании. Поэтому с самых ранних лет необходимо приохотить малыша к чтению. Как это сделать, особенно в настоящее время, когда перед детьми столько отвлекающих от чтения книг соблазнов (телевизор, компьютер, айфон и пр.) – это, опять же, разговор отдельный. Но – без регулярного чтения книг грамотности добиться практически невозможно.
  5. Ребенок должен учить правила. Не зазубривать их, не вдаваясь в смысл, а относиться к правилам творчески, то есть с пониманием их смысла. Кроме того, ученик обязан уметь теорию (правило) применять на практике (в тексте). Как этого добиться? Во-первых, родитель сам должен понимать конкретное правило. Во-вторых, если он не знает или не понимает, к его услугам – методическая литература или объяснения педагога, у которого учится ребенок.
  6. Дети любят играть, поэтому обучение полезно превратить в игру, увлечь ребенка этой игрой. Играть можно по-разному, здесь какие-то определенные советы давать сложно. Но главное в таких играх – стараться, чтобы ребенок в итоге правильно написал то или иное слово, понял и запомнил его правописание.

Пишем домашние диктанты

Очень хорошо повышать уровень грамотности помогают домашние диктанты. На них следует остановиться подробнее, так как здесь присутствуют определенные требования и правила:

  • диктанты должны быть небольшими – достаточно 4-5 предложений, иначе ребенок устанет и начнет допускать ошибки;
  • текст должен быть ориентирован на детский возраст: маленький ученик пишет простой текст, постарше – более сложный;
  • диктовать нужно правильно, не спеша, четко выговаривая каждое слово и делая смысловые остановки там, где предполагаются знаки препинания;
  • повторять ранее продиктованное предложение, объяснив предварительно ребенку, что он в это время должен следить за написанным текстом;
  • просить ребенка не отвлекаться, и не раздражаться, если он отвлекается. Необходимо понимать, что написание текста – большой труд для маленького ученика, он устает, и потому становится непоседливым или рассеянным;
  • не ругать ребенка за ошибки, допущенные во время диктанта;
  • хвалить за каждое правильно написанное слово и уместный знак препинания;
  • поиграть с ним «в диктант». То есть, вместе с ребенком писать диктант и самому родителю, а потом подвести итоги и определить, кто грамотнее написал. В этом случае маме или папе не грех допустить несколько умышленных ошибок, с тем, чтобы вызвать у малыша азарт игры, разбудить в нем здоровое самолюбие и даже гордость – что, мол, он пишет лучше мамы или папы;
  • хорошо помогают зрительные диктанты. Например, мама диктует своему маленькому ученику текст, который описывает видимое изображение: вид за окном, висящую на стене картину, какой-либо предмет и т. д. У ребенка еще не развито абстрактное восприятие, и потому ему гораздо интереснее писать о том, что он видит. Разумеется, предложения, диктуемые в этом случае родителем, должны быть выверены, грамотно построены и учитывать возраст ученика.

А, в общем, главное в научении ребенка безошибочному письму – родительское терпение, забота и любовь к своему сыну или дочери. Именно эти чувства играют главную роль в том, как научить ребенка писать без ошибок.

Как построить занятие

Приступайте к тренировке, когда ребенок достаточно отдохнул после школы и приготовления уроков. Не заставляйте малыша тренироваться писать больше получаса. В процессе занятия делайте небольшие перерывы. «Начинать упражняться маленький ученик должен в хорошем настроении и в спокойной обстановке, — говорит Ольга Туровцева. — Спешка и нервозность дадут результат противоположный желаемому — буквы будут выходить неровными, строчки — прыгать. Даже если вы не удовлетворены тем, что получается, не раздражайтесь и не заставляйте ребенка по нескольку раз переделывать. Так вы отобьете у него желание заниматься. Не забывайте, что процесс письма должен вызывать у вашего чада интерес и удовольствие».

Читайте также:  Лучшая осенняя фотосессия с ребенком: идеи

Приготовьте все необходимое. Кроме ручки вам понадобятся специальные прописи с выделенными пунктиром буквами и с отведенными строками для самостоятельного письма. А через некоторое время будет нужна и школьная тетрадь в косую линейку. Пропись или тетрадь должна быть расположена под углом 25 градусов к краю стола.

Обучение следует разделить на несколько этапов.

* Начните с обведения пунктиром в прописи палочек, фигур и волнистых линий. Затем можно пробовать обводить буквы. Когда ребенок будет чувствовать себя достаточно уверенно, переходите к отработке написания букв.

* На этом этапе ребенок пишет в прописи буквы, постоянно сверяясь с образцом в начале строки. К каждой новой букве следует приступать после того, как будет хорошо получаться предыдущая. Затем переходите к освоению написания целых слов.

* Переходите к написанию небольших предложений. Сначала тренируйтесь в прописи, затем — в обычной тетради в косую линейку. Чтобы закрепить навык, ежедневно уделяйте несколько минут, чтобы выписать небольшое количество предложений из книги в тетрадь.

На начальном этапе обучения в перерыве или после занятия желательно делать ребенку несложный массаж. Это поможет мышцам расслабиться, снимет спазмы. Вот несколько эффективных, простых и безопасных приемов, которые в состоянии освоить каждая мама.

* Мягко похлопайте тыльную сторону предплечья в направлении от локтевого сгиба к запястью;

* Пощипайте большим и указательным пальцами зону предплечья в направлении от локтя к кисти руки, постепенно усиливая силу нажима;

* Сделайте в быстром темпе несколько легких ритмичных рубящих движений ребром ладони поперек мышц предплечья.

Как пошагово научить ребенка лет читать в домашних условиях

Данный процесс является трудоемким, сложным и весьма ответственным. Родители должны проявить настойчивость и упорство, иначе все их усилия будут напрасными, однако при этом атмосфера при обучении должна быть доброжелательной, чтобы не отбить у ребенка желания учиться.

С чего начинать обучение чтению по слогам?

Важно учитывать, что скорочтению семилетних деток учить не стоит. Эта методика еще слишком сложна для них, и подходит только для школьников 10-12 лет. До того как дети достигнут такого возраста, их лучше всего учить читать в темпе, соответствующем разговорному. Так они будут намного легче запоминать и усваивать новую информацию.

Если мама не знает, с чего начать обучение, то необходимо обратить внимание на специализированные книжные магазины с детскими пособиями. Сегодня брошюр, помогающих в данном процессе, существует огромное множество, поэтому выбрать будет из чего.

Наиболее эффективным сегодня считают букварь Жуковой, где тщательно подобрана очередность занятий и даны советы родителям для правильного обучения чтению по слогам.

Кубики и карточки очень хорошо подходят для дошколят, которые только начинают познавать азы чтения. А вот для деток семилетнего возраста нужно покупать азбуки, плакаты, паззлы.

Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать

Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:

Слоговая таблица

Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».

Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.

Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее.

За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.

Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.

Варианты упражнений для обучения чтению в домашних условиях

Как пошагово научить ребенка лет читать в домашних условиях

Есть несколько эффективных вариантов упражнений, которые помогут научить семилетних деток читать:

  1. Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. При команде «бросок» он начинает читать, когда же звучит слово «засечка» — он останавливается. Отдых длится несколько секунд, после чего снова звучит команда «бросок», и учащийся должен отыскать строчку, где он закончил чтение, и продолжить процесс. Занятие можно продолжать не более 5 минут.
  2. Во время занятия «Буксир» необходимо менять темп чтения от медленного к более быстрому. Ребенок при этом не должен отставать в скорости прочтения текста. Затем следует перейти на чтение «про себя», что школьник тоже должен повторить.

    Через некоторое время нужно снова начать произносить слова вслух.

  3. Последнее занятие базируется на поиске в таблице со слогами второй части, которая будет формировать определенное слово.

Такие занятия лучше всего выполнять в группе детей. Но если уроки проводятся в семейном кругу, то участвовать должны оба родителя.

Читайте также:  Воспитание и развитие детей в раннем возрасте

Прочтение слов

Традиционно самыми простыми считаются слова, состоящие из двух повторяющихся двухбуквенных открытых слогов типа «мама» и «папа». Дети, ранее тренировавшиеся читать сложные слоги, без проблем осилят слова, состоящие из одного предложения (кот, рак, сон, хор, лук).

При прочтении слов у детей могут возникать проблемы с расстановкой ударения. Эта проблема не имеет универсального решения. Читая слово, ребенку придется его «узнавать». Обеспечить ему такую возможность можно только одним способом – расширяя его кругозор и словарный запас. Важно, чтобы родитель контролировал понимание его чадом смысла прочитанных слов.

Чтение слов по слогам – карточки

Прочтение слов

Совет: если при переходе от слогов к словам у ребёнка возникли проблемы, стоит упростить ему задачу и разделить слова на слоги черточками.

Пример: му-ха, лу-на, сло-ны, стру-на. Если подобных проблем у ребенка нет, можно сразу читать слова, написанне слитно.

Логопед и учитель младших классов Анастасия Сперанская — о том, как научить ребёнка читать быстро и правильно

Как научить ребёнка читать по слогам — один из главных вопросов, который волнует родителей дошкольников. «Летидор» попросил логопеда написать о наиболее эффективном и быстром способе, который подойдёт каждому.

В системе дошкольного образования есть две основные системы, которые педагоги используют для обучения грамоте. Первая методика принадлежит Николаю Зайцеву, вторая — Гленну Доману. В этой статье я хочу поделиться удачными решениями из обеих методик и наработками из собственной практики, которые родители смогут использовать в домашних условиях.

Отмечу, что возраст, в котором ребёнок должен проявлять интерес к чтению, родитель не найдёт ни в одном справочнике. Всё индивидуально: кто-то уже на третий год бегло читает предложения, а кто-то и в 5 лет не может связать двух букв. Если малыш регулярно видит родителей с книгой, интерес к чтению у него рано или поздно появится. И тогда вы будете готовы!

Выучите гласные буквы

Начинать надо с самого простого — обучения гласным буквам. Учите их постепенно, по одной букве в неделю.

Показывайте ребёнку карточку с буквой и говорите: «Это буква «а»». Подключайте ассоциации, играйте с интонациями. «А-а-а», — так мама укачивает малыша, «А-ааа!» — так кричит младенец. «Это буква «у»». «У-у-у», — так взлетает самолёт.

Когда ребёнок запомнит гласные буквы, он будет чувствовать себя более уверенно и без труда перейдёт к следующему этапу.

Выучите несколько согласных букв

Как только ребёнок выучит первые гласные, покажите ему самые простые согласные (вроде «м», «б», «п»). Вводите их так же, как гласные: постепенно.

Важное замечание: не надо рассказывать ребёнку, как буквы звучат в алфавите. Заучивайте не буквы, а звуки, которые эти буквы обозначают. Например, показываете букву «б» и говорите: «б» (не «бэ»!). Если вы научите называть буквы так, как они звучат в алфавите, то читать ребёнок начнёт на пенсии. Когда он увидит слово «баба», он прочитает его как «бэ-а-бэ-а».

Начинайте с простых слогов

Дождитесь, когда малыш запомнит одну-две согласные буквы, и можно приступать к чтению первых слогов.

Показывайте вашему крохе «ма» и озвучиваете «ма». Не надо произносить лишних слов «это» или «вот», чтобы не запутать его. Разучивайте сочетания «м» со всеми гласными («ма», «мя», «му», «ми» и так далее). Как только освоили всё варианты с буквой «м», двигайтесь дальше.

Ещё одна распространённая ошибка, которую допускают родители на первых этапах — разбивают слог на отдельные буквы. Например, видят слог «па» и озвучивают: «Это буквы «п» и «а», вместе они читаются «п-а»». Это грубая ошибка, которая приводит к тому, что ребёнок начинает читать побуквенно.

Ваша задача — сделать так, чтобы малыш видел в одном слоге единое целое. Так что слог «па» мы читаем как «па», «та» — как «та».

Играйте в буквы

Чтобы запоминать буквы было проще, включайте элементы обучения в игры и повседневные дела. Лепите буквы из пластилина (глины), выкладывайте спичками, стройте из кубиков или конструктора, рисуйте палочкой на песке и снегу, делайте аппликации из бумаги, показывайте с помощью пальцев.

При желании можно выложить буквы даже столовыми приборами. Здесь всё зависит от фантазии родителей.

Не игнорируйте буквари

Букварь — это книга, которая методически выверена и составлена опытными педагогами и логопедами. Не игнорируйте буквари! Информация в них подаётся согласно принципу «от простого к сложному». Именно из букваря следует брать первые тексты для чтения.

Главное условие в обучении грамоте — терпение родителя. Не волнуйтесь. Даже если школа не за горами, время ещё есть. Занимайтесь с малышом регулярно по 10-15 минут каждый день, и результат не заставит себя ждать.

Мама, папа, жук и лук

Для регулярных занятий необходимо завести особую тетрадь. Это позволит научить малыша дисциплине и методичности тренировок. Также легко сравнивать качество написанного. Начинаем писать с букв. Далее переходим к простым и понятным словам. Мы их для примера поставили в заголовок.

Хорошо если вы подберете для занятий картинки. Ребенок будет выводить то слово, которое изображено перед ним.

Можно также подобрать и соответствующее видео, посвященное заданной букве или объясняющее значение выбранного для написания слова.