10 вещей, которые умели советские дети и позабыли современные

После распада СССР наша страна не только поменяла название — постепенно изменился и образ жизни бывших советских граждан. Так, воспитание современных детей очень отличается от воспитания их сверстников доперестроечного времени. Ребята, которые родились и жили в Советском Союзе, умели очень многое, что и не снилось сегодняшним изнеженным детям.

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Авторитарный стиль

Здесь многое уже понятно из самого названия. Большей частью такой стиль присущ родителям, которые стараются вести себя с ребенком жестко и требовательно. Мама и папа в этом случае устанавливают для ребенка непоколебимые правила, которые малыш в обязательном порядке должен придерживаться и выполнять. За малейшее отступление от правил следует наказание.

Никакого выбора и свободы действий у ребенка в этом случае нет: все за него решают родители. Причем, до самого совершеннолетия, а зачастую – и потом, когда ребенок уже вырос. Любое возражение ребенка и попытка иметь собственное мнение пресекается на корню.

Есть ли преимущества в таком воспитательном стиле? В определенном смысле – да:

Авторитарный стиль
  • авторитарные родители стараются дать ребенку все лучшее. Чаще это бывают всяческие материальные блага и успешное место в жизни – что по понятным причинам само по себе важно;
  • воспитанные в авторитарном стиле дети обычно вежливы и послушны;
  • они прекрасно себя ведут, не нарушают никаких законов и правил;
  • они не вступают со взрослыми в споры и выполняют все их поручения;
  • обычно у таких детей успешно складывается карьера, они материально благополучны.
Читайте также:  Как воспитывать ребенка в разном возрасте: 4 важных этапа

Есть, разумеется, в авторитарном стиле воспитания и недостатки:

  • авторитарные родители обычно не додают детям ласки и любви;
  • ребенок не умеет принимать самостоятельных решений, так как привык, что кто-то обязательно ему укажет, как нужно делать;
  • у детей в этом случае часто парализуется воля, они беспрекословно слушаются любого взрослого человека, что может привести к очень печальным и страшным последствиям;
  • воспитанные в авторитарном духе дети зачастую нерешительны, не уверены в себе, подавлены, они опасаются родителей и, что называется, боятся жить;
  • зачастую, особенно в подростковом возрасте, такие дети восстают против родительского авторитета, заводят сомнительные компании и дурные привычки и, что называется, отбиваются от рук.

Работать руками и помогать по хозяйству

Советские девочки рано учились готовить, стирать свои вещи, могли пришить пуговицу, зашить порвавшуюся одежду. Опять-таки уже в первом классе у них были определённые домашние обязанности (вытирать пыль, мыть полы и пр.)

Мальчишки же с ранних лет учились ремонтировать бытовые приборы (утюг, настольную лампу и пр.), могли починить порванный провод (зачистить, соединить и скрепить концы изолентой), умели соорудить из проволоки антенну для телевизора, чтобы улучшить чёткость изображения. Современные же ребята часто не умеют делать этого и в 18 лет.

Работать руками и помогать по хозяйству

Развитию указанных навыков способствовали и уроки труда в школе. Девочек учили шить, вышивать, вязать. Причём получались полноценные вещи, которые можно было носить. Мальчики приобретали отличные плотницкие навыки. Конечно, учебный предмет есть и в современной школе, однако содержание его разительно отличается от советского периода: в результате парни не могут собрать простейшую табуретку.

Советские дети умели работать руками — во многом этому способствовали уроки труда в школе

В. А. Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог-новатор, публицист, писатель. Большую часть своей жизни он проработал директором школы в украинском поселке Павлыш, где и реализовывал свои многочисленные профессиональные идеи. Своим учителем Василий Александрович называл А.С. Макаренко, но был сторонником воспитания с акцентом на внимании к каждому ребенку, к его индивидуальным особенностям и потребностям.

В центре педагогической системы Сухомлинского – доброта и уважение к каждому ребенку, создание благоприятных условий для формирования в нем гармоничной личности. За подобные воззрения в советские годы его обвиняли в антиколлективизме и «абстрактном гуманизме», сегодня же он – признанный классик гуманной педагогики.

Быть может, и нам удастся почерпнуть для себя что-то полезное из высказываний этого замечательного педагога:

Читайте также:  Главная задача родителя подростка — стать ему ненужным

– Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

В. А. Сухомлинский

– Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

– Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.

– Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.

– Не бойтесь пота и мозолей на ладонях у вашего ребенка. Пока живет человечество, тонкая, чуткая, нежная душа будет воспитываться только трудом, которому сопутствуют усталость, пот, мозоли.

– Умение управлять желаниями – в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке – источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.

– Некогда воспитывать сына – значит некогда быть человеком.

© Sarah / Flickr / CC-BY-2.0

В. А. Сухомлинский

– Нравственный облик личности, в конечном счете, зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям.

– Пусть с юных лет в сердце ребенка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что-то неблагополучно, пусть ночью не спит ребенок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов.

– Там, где все строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть – это главный двигатель самовоспитания.

Современное воспитание детей: особенности и актуальные проблемы

Проблемы воспитания и обучения возникают у многих родителей с первых дней появления малыша на свет. Но более актуальными они становятся, когда ребенок начинает проявлять характер – часто капризничать, не слушать родителей и др. Но именно семья ответственна за то, каким будет ребенок в будущем, какие принципы, убеждения ему привьют родители.

Невозможно представить развитие ребенка полностью без вмешательства взрослых, но и не следует допускать полного контроля над жизнью малыша. В первом случае в будущем получится разгильдяй, а во втором – человек, которому сложно адаптироваться в коллективе, личность без идей и убеждений.

Читайте также:  Какие подарки на выписку из роддома актуальны. Идеи+ Фото

Особенности современного воспитания

Во все века применялись разные методы воспитания и обучения: в Средневековья и до XX века основным считалось применение грубой силы к ребенку, подавление его интересов и увлечений. Наши прабабушки и прадедушки почитали своих родителей, никогда не перечили им. Для них поведение современных детей было бы удивительно.

 С недавнего времени все изменилось: появилось множество кружков дополнительного образования, качество основного образования улучшилось – ребенок получил право выбора. Рассмотрим, как строится воспитание и обучение сегодня:

  • Современные дети имеют множество талантов, которые можно применять в будущем. Они не вписываются в жесткие рамки, но очень верят в свои возможности. Ребенок реализуется в искусстве, причем его направления достаточно обширны.
  • Современное семейное воспитание основывается на уважении мнения детей. Родители стараются услышать своих детей, не поддавать критике их идеи и мнения. В самом начале развития ребенок «копирует» своих родителей, поэтому важно показать все аспекты жизни с правильной стороны. Дети сразу чувствуют, кто «хороший», а кто «плохой». В дошкольный период происходит закладка мировоззрения на всю жизнь. В школьном возрасте ребенок должен знать все нюансы общения и быть подготовленным к трудным коллективам.

Воспитание на разных этапах жизни ребенка

На возникновение проблем зачастую влияет окружающая среда. Ребенок ежедневно получает огромное количество информации, некоторые факты вызывают много вопросов и неподдельный интерес. Однако, чрезмерные нагрузки могут плохо сказываться на его психике.

В каждом возрасте возникают свои проблемы.

  • В дошкольном возрасте формируется характер. Поэтому ребенок зачастую следует своим инстинктам, хочет быть свободным и понятым. Он не может понять запретов, отсюда возникают семейные конфликты. Избежать их можно лишь с помощью адекватного поведения в обществе малыша.
  • Одним из самых трудных считается младший школьный возраст. Дети знакомятся, чувствуют свободу от родительского надзора.
  • В подростковом возрасте все взгляды сформированы, ребенок требует еще больше свободы: от нелюбимых уроков, от родительского и учительского контроля, требует понимания в своих первых любовных увлечениях. Он нуждается в доверительных отношениях с родителями.
  • Перейдя подростковый порог, уже редко какой ребенок полностью слушает мнение своих родителей. Он пробует на себе все запреты. Чтобы он не допускал роковых ошибок, родители должны идти на компромисс, прислушиваться к мнению ребенка.